| В этом году исполняется 50 лет с 
начала полномасштабного производства ульяновской «буханки» – 
УАЗ-450. Интересно, что на ее базе был создан ряд оригинальных 
опытных образцов.      
  | 
  | 
    |   |  70-е годы. Один из поздних вариантов 
экспериментального вездехода-амфибии.   |     
    Ульяновский автомобильный завод начал 
свою деятельность в мае 1942 года как филиал ЗИС. Предприятие в 
Ульяновске получило название «УльЗИС» и занималось производством 
легендарного «Захара» – ЗИС-5В, а в конце 1943 года освоило сборку из 
«ленд-лизовских» машинокомплектов американских грузовиков 
Studebaker. В послевоенное время здесь развернули сборку ГАЗ-ММ, а
 с 1954 года параллельно с «ГАЗом» наладили выпуск внедорожников 
ГАЗ-69. Недостатки последнего – отсутствие закрытой версии и 
малая грузоподъемность. Стоит отметить, что в то время набирала 
обороты «холодная война» между Советским Союзом и бывшими союзниками по 
 антифашистскому блоку. Едва оправившись от тяжелейших потрясений,
 страна наращивала военное могущество, поэтому вся автомобильная 
техника проектировалась с учетом ее возможного армейского 
применения.
      |   |     1956 год. За 
оригинальную двухцветную окраску и необычное решение 
облицовки радиатора опытный образец УАЗ, разработанный 
художником Владимиром Арямовым, метко прозвали «сорокой».  | 
 Опытные образцы УАЗ-450 сразу же 
примерили «медицинский костюм».  |    
     Задача создать автомобиль с 
закрытым кузовом и грузоподьемностью 0,8–1,0 т была поставлена перед 
инженерами Ульяновского завода в 1954 году. Чтобы решить ее как можно
 быстрее и экономически эффективнее, рекомендовалось максимально 
унифицировать будущую модель с узлами и агрегатами ГАЗ-69.   В отделе главного конструктора приступили к работе 
одновременно по всем направлениям. Специалисты прорабатывали два 
варианта: модернизация машины на базе ГАЗ-69 или создание 
принципиально иной модели на его платформе. Ульяновцы пошли 
революционным путем, построив первый советский грузовой автомобиль 
бескапотной компоновки с кабиной над двигателем. Благодаря этому 
существенно вырос объем кузова при неизменной длине машины. За счет 
новой подвески и шин размерностью 8,40-15 грузоподьемность удалось 
увеличить до 750-800 кг.      | 
  | 
    1959
 год. Прототип 11-местного микроавтобуса УАЗ-450В (справа) 
отличался дверями, открывающимися против хода и десятью 
окошками в крыше. Серийная версия, появившаяся в том же году,
 получила традиционные двери и 6 окошек в крыше.  |   
    Первые прототипы разрабатывались 
по проекту известного советского художника-конструктора Владимира 
Арямова. Машину отличали два ветровых стекла и ниспадающая в задней 
части линия крыши. За необычную облицовку передка с большой 
хромированной буквой «у» машину метко прозвали «сорокой».   При разработке базовой модели фургона, получившего 
индекс 450, предусматривалось создание на его базе нескольких 
модификаций, в том числе санитарной 450А, грузовой 450Д и 
микроавтобуса 450В. Так, например, грузовичок получил двухместную 
цельнометаллическую кабину, расположенную над двигателем, а также 
отопитель салона и устройство для обдува ветрового стекла теплым 
воздухом.      |   |     
 1959 год. Опытный образец 
автопоезда с седельным тягачом УАЗ-452П и полуприцепом 
УАЗ-752 грузоподъемностью 2,25 т.  |  Начало 60-х. Вся масса этого опытного снегохода
 АС-1 приходится на специальные лыжи, а колесный движитель 
полностью разгружен.  |     
  К осени 1957 года различные опытные образцы 
перспективного семейства прошли заводские и межведомственные 
испытания. УАЗ-450 пересек Каракумы, побывал на Памире, в Казахстане и
 за Полярным кругом. В процессе испытаний оценивались многие 
характеристики машин, в том числе комфортабельность. Во время дорожных 
 тестов «санитарной» версии в салоне на носилках уложили условно 
больных. Автомобиль двигался по самой разбитой и ухабистой дороге 
на протяжении многих километров. По окончании пробега члены 
приемной комиссии собрались расспросить «больных», удобно ли им 
было ехать. Однако, подойдя к автомобилю, они услышали храп в кузове: 
 все спали крепким сном.   Несмотря на то, что 
заказчиками нового семейства выступало Министерство обороны, фургону 
нашлось применение и в других областях. Например, торговые работники 
быстро оценили его возможности для доставки товаров за пределы крупных 
населенных пунктов, причем в любую погоду и на любом бездорожье. 
Испытания показали высокую проходимость автомобиля на пересеченной 
местности, а также подтвердили его способность преодолевать броды и 
покорять гористую местность.Естественно, что в процессе тестов 
проявились и недостатки. Так, например, нагрузка на переднюю ось 
оказалась очень высокой, а при движении задним ходом водителю 
требовалось открывать дверь для контроля движения, что было крайне 
неудобно.       |   |     1962 год. 
Полугусеничный УАЗ-451С . Вместо передних колес - лыжи.  | 
 Экспериментальный вездеход 
УАЗ-492 имел четыре гусеницы.   |     
  Опытный образец УАЗ-450, с внесенными в него по 
результатам межведомственных испытаний изменениями, представили в 
министерстве и утвердили в апреле 1957 года. В автомобиле содержалось
 1026 оригинальных деталей и сборочных узлов, в том числе 491 – 
шасси и 535 – кузова. Теперь необходимо было наладить серийное 
производство в соответствии с требованиями Приказа министра 
автомобильной промышленности, датированного 16-м января 1957 года. В
 частности, директору УАЗа Федченко и главному инженеру Алтухову 
вменялось в обязанность создать к 1 января 1958 года мощности на 
выпуск 4 тысяч УАЗ-450 в год. Ульяновцы делали все возможное, чтобы
 в установленные сроки обеспечить старт производства новинки. К маю
 57-го закончилась разработка технологических процессов. Самым узким 
 местом в подготовке к производству стало изготовление крупных холодных
 штампов, поэтому полноценная сборка модели на главном конвейере 
началась лишь в 1958 году.      | 
   |    
  Начало 70-х. 
Экспериментальный образец трехосного полноприводного УАЗа. 
Грузоподъемность – 2 т.  |  1973 год. Еще одна опытная, 16-местная 
 модификация с колесной формулой 6х6.  |     
   Познакомиться с новыми моделями семейства УАЗ-450 
советские граждане смогли на Всесоюзной промышленной выставке, 
которая проходила в Москве на территории ВДНХ. Спустя некоторое время
 модельную линейку расширили за счет 10-местного микроавтобуса, 
«санитарного» автомобиля, машины для коммунальных служб и даже 
передвижной телевизионной станции. В КБ разрабатывались и другие 
оригинальные версии, например, снегоходы и седельные тягачи.    8 мая 1959 года подписан первый приказ об изготовлении 
на экспорт 35 санитарных модификаций. 24 экземпляра отправились в 
Албанию, 10 – в Индонезию, а одна – в Сирию. Встав на конвейерную 
ленту, семейство УАЗ-450 выпускалось вплоть до 1965 года. За это 
время произведено 55319 автомобилей разных модификаций, после чего 
450-й уступил свое место новой модели – УАЗ-452. Она стала отправной 
 точкой для последующей модернизации семейства и создания различных 
экспериментальных моделей, в том числе трехосных и даже амфибии. 
  Сергей Иванов  По материалам ОАО «УАЗ» 
		
	 
  Источник: http://www.autocentre.ua/tr/Tracks/Past/UAZ-450-13423.html |