Меню сайта
Статьи
Категории раздела
Общий [9]
Общий (Джипы) [15]
Обзор подготовленных авто (Джипы) [47]
Двигатель (Бензин) [8]
Двигатель (Дизель) [7]
Система смазки [1]
Системы облегчения запуска двигателя [4]
Система питания (Бензин) [5]
Система питания (Дизель) [2]
Впуск и выпуск (Джипы) [12]
Вакуумная система [1]
Электрика [13]
АКПП [2]
Трансмиссия (Общий) [2]
Трансмиссия (Джипы) [15]
Кузов и Пластиковый обвес [9]
Кузов и силовой обвес (Джипы) [10]
Мосты DANA [3]
Колеса и Подвеска (Джипы) [21]
Электронное управление двигателем [3]
Автохимия и присадки [7]
Салон [1]
Лебедки [17]
Гусеницы [4]
Материаловедение [4]
Эксплуатация и ремонт Pontiac Grand AM [4]
Эксплуатация и ремонт GMC Jimmy & Chevrolet Blazer [25]
Эксплуатация и ремонт Volvo 200\700 [3]
Система тормозная [1]
Система охлаждения [1]
Поиск по сайту
Поиск по сайту:

Поиск для Путешественников

Widgets
Пробки на Яндекс.Картах

Яндекс.Погода

Суббота, 20.04.2024, 01:08

Клуб Путешественников OverRoad - Каталог статей

Главная » Статьи » Доработка, тюнинг, эксплуатация и ремонт » Лебедки




Укрощение строптивого винча

Евгений ПАВЛОВ

Сегодня у Семен Семеныча праздник: его джип приобрел, наконец, законченную форму, соратники и друзья ходят вокруг машины, разглядывают новую лебедку и в один голос твердят "Круто!", а на разложенной в офисе на столе карте красным карандашом прочерчен новый, кратчайший путь на недавно достроенную дачу. Отныне Семен Семеныча вовсе не волнует, что по заброшенному зимнику времен Великой Отечественной войны уже полвека никто не может проехать. В ближайшие выходные он без сомнения доберется до цели, но желательно без замены блестящего троса на барабане нового верного помощника - "винча" по имени WARN.

Надо сказать, Семен Семеныч по природе - мужик упертый. Страшное, засасывающее насмерть бездорожье боролось с ним регулярно и каждый раз побеждало. Но отчаянно крутя рулем и разбрасывая во все стороны комья грязи, Семеныч уже не раз видел финиш сквозь деревья в лесу и непременно переносил окончательный штурм на следующие выходные. Но даже в рабочие будни Семен не дремал и "ковал победу", ежедневно подыскивая для своего "Сабурбаныча" лебедку помощней. И надо заметить, проявил в этом деле основательность необычайную.

Во-первых, где-то разузнал (возможно, что в магазине "Клуба 4х4"), что тяговое усилие лебедки должно хотя бы в полтора раза превышать полную массу автомобиля. А не из техпаспорта же Семен Семенычу было ее брать, когда его "Сабурбаныч" упакован баром с холодильником, 300-ваттной "музыкой", обвешан порогами, мощнейшим фаркопом, кенгурятником, антеннами, синими мигалками, да еще стоит на нештатных 16-дюймовых дисках с 33-дюймовыми покрышками! Но Семеныч, как всегда, выход нашел: накидал себе в багажник разных гаражных железяк потяжелей, подался к друзьям на оптовый склад и в таком неприглядном виде взвесил (!) своего чернолакового любимца, не забыв включить в полученное четырехзначное число примерный вес будущей лебедки вместе с установочным комплектом!

Потом Семен Семеныч где-то услыхал (не исключено, что тоже в магазине "Клуба 4х4"), что вожделенное им максимальное тяговое усилие, крупно написанное на корпусе лебедки, соответствует лишь первому ряду троса на барабане и снижается к ряду внешнему (четвертому или пятому) больше, чем в полтора раза! Семен Семеныч возликовал: он вплотную приблизился, наконец, к тому, о чем давно мечтал - к тяжелой работе с тросом.

А возликовав, на радостях прикупил себе еще и WINCH ACCESSORY KIT, в комплект которого входят замечательные специальные перчатки с крупной красной надписью WARN. Обратите внимание на слово "специальные" - кожа в них не только защищает ладони, но сами кончики пальцев сделаны в этих перчатках толще, чтобы при случайном затягивании в барабан пальцы не расплющило, а с руки стянуло только перчатку. По этой же причине ни в коем случае нельзя пользоваться перчатками нитяными. Любой трос с течением времени разлохмачивается и, зацепляя перчатку, оставляет очень мало времени, чтобы успеть стащить ее с руки.

При работе с тросом обязательно используйте специальные перчатки. Натягивая трос, не забывайте перехватывать его руками и не зевайте - иначе ваши пальчики запахнут ладаном.
При полном роспуске троса нельзя оставлять на барабане меньше пяти витков. Иначе под нагрузкой сразу вырвете трос с крепления.
При укладке троса на барабан его витки должны ровно и плотно ложиться друг к другу. При этом, ни на мгновение нельзя ослаблять натяжение троса, особенно по краям барабана, где трос меняет направление укладки (слева-направо, справа-налево).
Неправильно уложенный трос: слева залом, в середине перехлест, укладка неплотная и неровная. Если дать на такой трос нагрузку, он станет беспрепятственно врезаться вглубь рядов, растреплется, больше заломится и запутается.
Если при укладке троса на барабан вы допустите его перехлест, а еще хуже - зажим троса между барабаном и корпусом лебедки, то на тросе появится залом. В таком случае надо полностью заменить трос лебедки!
Трос крепится к барабану с левой стороны единственным болтом. Заменяя на лебедке трос, проверьте, в правильную ли сторону вы заводите его конец. Направление намотки троса указано на барабане стрелкой.
Так и именно так должен выглядеть на барабане подготовленный к работе трос.

Наконец, Семен Семенычу кто-то рассказал (сто очков вперед даю - это опять были ребята из магазина "Клуба 4х4"), что сразу пускать в дело новую лебедку ни в коем случае нельзя. Потому что сверкающе-плотный фирменный навой троса на барабан на самом деле является "демонстрационным" и касается только верхнего ряда троса, под которым может быть все, что угодно. Поэтому Семен Семеныч принял решение делать все "по науке".

Первым делом трос с барабана мы с ним полностью размотали. Я взял в руки пульт, а Сеня, стараясь успевать оттягивать и перехватывать руками заползающий в ролики губок трос, начал виток к витку, туго и без промежутков заново укладывать его на барабан. Семеныч потел, пыхтел, сопел и особенно старался, когда по краям барабана трос менял направление укладки (справа-налево, слева-направо). В конце концов, чтобы уберечь руки, Сеня даже уперся для удобства в бампер ногой. Главное было - ни в коем случае не давать натяжению наматывающегося на барабан троса ослабнуть, а в случае недогляда вовремя выбирать слабину, не позволяя виткам ложиться петлями, перехлестываться и образовывать между собой промежутки. Правда, все равно трос то и дело ложился на барабан неровно, тогда я сразу же останавливал лебедку и переключал тумблерочек пульта на размотку…

Когда эту работу в конце концов закончили, устали мы с Сеней ужасно. Но тем не менее, стоял день четверг а Семеныч уже вполне был к бою готов.

Надо ли говорить, КАКИМ в пятницу вечером ворвался Сеня на заветную партизанскую тропу с огромной "лебедой" на носу. Но словно приняв вызов, военный зимник, смачно чавкнув, на сей раз поглотил его "Сабурбаныча" целиком. Раньше подобный исход был бы неприятен, но сейчас он стал лишь поводом увидеть возможности новой Сениной игрушки.

Нехитрой железякой с крюком можно делать сразу несколько вещей: менять под нагрузкой направление троса и обеспечивать ровную укладку троса на барабан. Одновременно эта железяка служит еще и страховкой, если трос лопнет.

Для страховки сгодится даже обычная куртка, - если трос лопнет, она не только поглотит часть энергии лопнувшего троса, но под ее тяжестью хлыст упадет на землю.

Не глуша двигатель, поскольку лебедка жадно пожирает энергию бортовой сети, а при ее недостатке предательски "сосет" аккумулятор, Семен Семеныч молча надевает перчатки WARN -волокна троса способны порезать и исколоть даже загрубевшие мужские руки (тоже ведь, поди, в магазине "Клуба 4х4" научился). Затем достает из бардачка пульт и покидает салон. За компанию я тоже выбираюсь наружу. И надо сказать, очень вовремя - Семеныч уже вовсю жмет на размотку, не глядя на лебедку, а трос кольцами удава выпирает со всех сторон барабана, грозя намертво запутаться в рыболовную "бороду". Нет, нет, так дело не пойдет - при роспуске с барабана троса ни в коем случае не давайте ему ослабнуть!

Теперь уж я управляюсь с пультом, а Семен, тяжело шагая с крюком на плече, что есть силы вытягивает трос к ближайшему дереву и обертывает его ствол корозащитной шлееи. Затем цепляет две петли этой шлеи в крючок, и я нажимаю "сматывание". Но что это: все четыре выпущенных метра троса натянуты, моторчик гудит, но барабан-то не крутится! Тягового усилия не хватает, и Сабурбаныч" где "сидел", там и сидит! Семеныч прямо на глазах зеленеет - обманули, сволочи, а столько нулей на лебедке нарисовано (и заплачено)!!! Мне тоже грустно - попутки здесь не ходят, можно, конечно, по Сениной "сотке" звякнуть, но кто ИМЕННО СЮДА ПОЕДЕТ?! А ведь у нас в машине еще пара юных леди на заднем диване, Анжелика с Кристиной... Неужели копать?!! Замешательство проходит с появлением весьма трезвой мысли: а может, выпустить весь трос? Вручную вытягиваем его с Семеном полностью оставив на лебедке лишь пяток последних колец, цепляем подальше. Теперь барабан крутится, но опять не все слава богу. Трос ложится на него не аккуратненько, рядок к рядку, а как-то вповалку и в одно место - того и гляди барабан заклинит. Опять распускаем. Упершись ногой в бампер, Сеня перебирает руками злополучный трос выбирая слабину и восстанавливая стройность рядов, а я с пультом в руках (намотка размотка) судорожно слежу за его руками. Хоть и новый у нас трос, но тем не менее! Сила инерции крутящегося барабана сейчас играет против Семена, то есть если его руку в перчатке зацепит, может и намотать. С появлением на тросе натяга отходим, Сеня садится за руль и, не включая передачу, добавляет генератору газку. Ёшкин кот, как будто другая лебедка! Только что, чуть было не доведя нас до паники, она теперь легко и непринужденно вытаскивает "Сабурбаныча" на сухое место. Трос, конечно же, опять сбился, но нам уже не привыкать - распустили уложили…

Если нос машины начинает "пахать", подсуньте под трос наклоненное полено. При натяжении троса полено начнет вставать вертикально и поднимет нос машины.

Довольные, с вернувшимся настроением продолжаем воевать с треклятым бездорожьем. Только вперед! К тому же, в багажнике кроме топора и лопаты, лежит сумка причиндалов к лебедке - блок и закручивающаяся снизу подкова, называемая "шаклом". Но главное, что мы узнали - всегда, когда есть возможность, надо разматывать трос на возможно большую длину. В результате, не только возрастает тяговое усилие лебедки, но одновременно снижается нагрузка на ее редуктор и меньше шансов порвать трос, потому что сила его упругости будет играть на нашей стороне.

Едем-едем дальше, пока не упираемся в длинный заболоченный участок среди деревьев и что приятней всего - без возможности объезда. Надеваю болотники и иду на разведку. Вроде трясины нет, но черпанул сапогом раз, другой… По доброй воле сюда можно сунуться разве что спьяну. Возвращаюсь к честной компании, делюсь увиденным. Может если бы вдвоем мы и спасовали, но перед Джульеттой со Снежаной (тьфу, Марианной с Миленой!) Сеня возьми да и брякни не лей мол, кипяток братишка, прорвемся - деревьев вон впереди до фига!

"Садимся" там сразу. Разматываем… Сеня цепляет за сосну трос а я прямо с пультом сажусь за руль, чтобы давить "лопату" сабурбанычева газа. Включаем лебедку, и тут же сосна… падает! Вот те раз! Хорошо еще, что не на нас. А ведь правильно! Зацепился Семеныч за ствол слишком высоко, а поскольку корни у болотных деревьев поверхностные, лебедка сразу и повалила его на землю. Подстраховываемся, и с помощью всегда лежащих в Сенином багажнике "на всякий случай" буксирных канатов, зацепляемся по-другому, обвязав ими у самых корней сразу несколько сосенок. Лес на болоте, похоже, спасен нами от неминуемого корчевания! Но это еще не все. Услыхав, что моторчику лебедки стало тяжело крутиться, мы решили перестать насиловать его, каждый раз сматывая трос до конца и опять распуская. Ведь наш нехитрый путь пролегал лишь от одного дерева до другого, и мы просто стали перецеплять уже распущенный трос подальше раз, другой, третий… А там, где нам удавалось чуть-чуть проехать просто обматывали трос вокруг кенгурятника "восьмеркой", чтоб не мешал. Потом-то оказалось, что это наше решение было абсолютно верным. И опять-таки потому, что максимальное тяговое усилие, выраженное на корпусе лебедки четырех-пятизначным (в фунтах) числом, выдается ею лишь в распущенном состоянии, а чем троса на барабане больше, тем это усилие, соответственно, меньше.

Всегда зорким глазом следите, как проходит над препятствиями (бревнами, камнями) днище машины. Иначе оставите на них жизненно важные агрегаты и узлы.

Еще было хорошо, что мы все время не спускали глаз с наматывающегося на барабан троса. В основном получалось, что он сбивался в кучу то в правом, то левом его углу, быстренько выбирал все свободное место между барабаном и корпусом лебедки и зажимался! Если бы мы этого вовремя не замечали, на тросе обязательно остался бы едва заметный залом, который ослабил бы трос и в будущем помешал его нормальной укладке на барабан.

А когда машина глубоко садилась "на мосты", мы с Сеней зацепляли трос за деревья повыше - с таким расчетом, чтобы при его натяжении передок "Сабурбаныча" немного приподнимался. В противном случае его нос начал бы, натурально, "пахать". И если, несмотря на наши тонкие расчеты, трос все равно упрямо шел параллельно земле, не отчаивались. Во-первых, мы приподнимали передок джипа хай-джеком (он же хай-лифт, он же домкрат). Во-вторых, при его отсутствии можно было бы наклонно подставить под трос кусок бревна так, чтобы при натяжении троса бревно встало вертикально и приподняло бы машину!

"Провинчевавшись", наверное, с час, мы наконец доползли до поляны. По счастью, спасительная и здоровая ель на ней росла, но слишком далеко от нас и под углом. Поэтому после того, как мы протащились на лебедке всего с десяток метров, наш трос еще хуже запутался. Пришлось остановиться, распустить и снова как следует уложить использованный отрезок троса - "колтун" из шести-семи витков в углу барабана существенно уменьшил тяговое усилие лебедки и мы могли даже ее "спалить"!

Чем меньше на барабане троса, тем больше тяговое усилие лебедки. Если винчеваться приходится часто, не стоит мучить мотор лебедки, каждый раз сматывая трос до конца. А чтобы вытравленный конец не запутался, лучше намотать его на бампер в виде восьмерки.

Тертый внедорожный калач Юра Овчинников очень остроумно использует "потешные фонарики" на крыльях. Бампером он теперь может пользоваться по прямому назначению, без боязни повредить трос.

Что делать, метр за метром осторожно тащимся за несчастную елку, трос все наматывается и наматывается на барабан, но когда до "свободы" нам остается совсем чуть-чуть, "тянущего" усилия лебедки снова не хватает, несмотря даже на повышенные обороты движка и помощь колесами. Уже не переживая, спокойно достаем блок и, заведя в него трос, крепим с помощью шакла на корозащитной шлее. Тяговое усилие нашей лебедки увеличилось почти вдвое - выехали! Но теперь Сеня никак не может развернуть шакл, и мы оказываемся намертво "привязанными" к дереву. А все потому, что закрутив шакл до упора, он забыл ослабить его на пол-оборота.

Ничего, все-таки едем дальше! Наконец, вокруг стали появляться лесовозно-трелевочные признаки разумной цивилизации. При проезде по "мостику" - наваленным как попало бревнам над канавой - мы в очередной раз немножко задержались, свалившись с бревен правым бортом и повиснув над ручьем. Я скорей хватаю трос, вытягиваю его вручную. Оказывается, бревна уперлись нам снизу во что только можно, и если бы Семен не догадался глянуть под машину, оторвали бы "Сабурбанычу" всякие тяги, пороги и трубочки к чертовой матери. Подсунуть под машину домкрат нам было непросто, но ощутимо дешевле ремонта.

Но подняв все-таки джип и подложив под него разных дубин, мы явно поспешили и вначале зацепились то ли за телеграфный, то ли за электрический столб. Но он начал почему-то падать! А ведь и точно, подумали мы. Столбы-то скорей всего закопаны неглубоко, так как не рассчитаны на то, чтобы вешать на них "Сабурбанычи" на лебедках! Слава богу, мы успели вовремя остановиться, решив не дожидаться делегации из оставшейся без света (или связи) деревни. Вряд ли колхозники пришли бы нам помогать.

Полностью счастливый человек.

Но вот мы почти добрались до цели когда уже на самом подъезде к даче путь нам преградил застрявший "Лэндкраузер-сотка" Сениного соседа Володи. Вначале мы хотели просто дернуть бедолагу-"Крузера" тросом лебедки, но хорошо, что не стали. Лебедочный трос достаточно тонкий рассчитан под неторопливое растяжение, и в таком случае порвался бы до обидного легко. В общем, решили мы "Крузер" лебедкой тащить. Но прежде чем "винчеваться", поставили "Сабурбаныча" на ручник, чтобы наша собственная лебедка не затащила нас в ту же западню.

Однако, вышеуказанный способ не подошел - "сотка" и так тяжелая, а тут еще "сидела" чересчур глубоко. Сеня долго рычал мотором, выруливая на "Сабурбаныче" между деревьями, чтобы упереться бампером в дерево - но не краем его, а местом крепления к бамперу лонжерона рамы, чтобы собственный бампер не загнуть. А дальше - ой, пришлось нам с этим "Крузером" попотеть и понапрягать свой "винч" по полной программе.

Хорошо еще что сосед нас вовремя предупредил: "С "автоматом" не вздумайте тягать меня на "паркинге"! И ведь действительно, вспомнили мы при "Р" (паркинге) блокируется коронная шестерня планетарного ряда автоматической коробки, и так как "Крузер" завяз глухо, лебедка неизбежно начнет подтаскивать нас к нему даже на ручнике, и не дай бог, коробка "порвется" - то бишь срежет зубья этой самой шестерни! Эвакуировать-то из леса "Сабурбаныча" как? Но волновался Володя напрасно: Сеня уже поставил на N (нейтраль) свою раздатку. А ведь существуют джипы с АКПП, у которых "нейтрали" в раздатке нет!

Главное при подъеме машины в гору - страховочные канаты.

Перевязывать канаты по мере подъема машины нужно попеременно и как можно быстрей, чтобы ни на мгновение не оставлять трос в одиночестве.

А еще сосед Вова, мужик опытный, вдруг ни с того, ни с сего снял с себя куртку и накинул ее на наш гудящий от напряжения трос. Как он объяснил, это страховка вполне способная погасить энергию внезапно лопнувшего троса. Тем не менее, вылезшие из "Сабурбаныча" наши любопытные девчонки (я имею в виду Иветту с Альбиной) отошли от машин подальше и очень умно попрятались за деревья. Ведь разрыв на отрезке "куртка - лебедка" высвободил бы хотя и не очень длинный но все равно опасный хлыст, способный с необычайной легкостью раскроить череп не только какой-нибудь там Виолеттке с Сабинкой, а даже самому дубоголовому джиперу. Вдобавок, в процессе сматывания троса мы периодически останавливали лебедку и сдвигали куртку-страховку подальше (если кто еще не понял, такой страховкой может с успехом служить любая шинель или бревно).

Тем временем тертый, как выяснилось, внедорожный калач Володя зорким глазом непрерывно оглядывал весь наш трос во избежание задевания им различных препятствий. Но озорник трос просто норовил за что-нибудь задеть! Чтобы менять его направление нам неоднократно пришлось использовать блоки. А чтоб он не ползал по земле, мы то и дело подкладывали под него полешки. Иначе новый Сенин трос очень скоро бы разлохматился, в этих местах образовались заломы. В конце концов, трос не выдержал бы и порвался - жалко!

Короче упарились мы все настолько, что поневоле нам приходилось делать краткие передышки. Во время них мы натурально, разожгли костерок, девчонки разложили закуску и даже решили нам чаи приготовить. Таганка разумеется у нас не было, поэтому закончив винчеваться и закрепив блок на ветке мы подвесили им кан с водой надогнем прямо на тросе.

Во время ремонта в походных условиях лебедка вполне может поработать подъемным краном.

Надо лишь исхитриться закрепить блок на треноге или самой толстой ветке баобаба.

Ну, а вечером в Сенинои сауне мы как следует расслабились после трудного дня, взахлеб расписывая самим себе собственные подвиги во всей красе. Жанне с Кариной вроде тоже понравилось. Отдохнули настолько, что утром, точнее ближе к обеду, мы с Сеней решили побыть немножко еще и восходителями. Теперь модно стало покорять на джипах вершины! Спустились к речке, выбрали склон покруче, нашли более-менее свободный коридорчик среди деревьев, и айда винчеваться. Первый раз подтянулись на лебедке, а перецепляться-то как? Очень круто, и тормоза просто уже не держат. И тут нам в головы пришла просто гениальная мысль: мы достали из багажника канат, привязали его к проушине на бампере и, по мере подъема машины, стали перевязывать его все выше и выше вокруг разных деревьев, служивших нам временными "якорями". Чтобы при внезапном обрыве троса страховка удержала бы машину от падения вниз. Когда поднялись совсем высоко, стали использовать даже два страховочных каната, чтобы ни на секунду не оставлять трос в одиночестве. Само собой, перевязывали мы канаты ТОЛЬКО ПОСЛЕ ОСТАНОВКИ ЛЕБЕДКИ. И в одном месте из-за того, что путь наверх никто толком не посмотрел, внезапно уперлись в поваленный ствол громадного дерева. Заранее распилить его да скинуть вниз - было бы раз плюнуть, а так как под ним уже висел джип, пришлось основательно повозиться...

Согласитесь, что лазить по крутому склону вдоль висящего на лебедке и страховочных тросах "Сабурбаныча" было нелегко. В связи с этим вполне был понятен мой соблазн кратчайшим путем перейти на другую сторону, просто-напросто перешагнув через нагруженный трос. Так вот, задрав над ним еще только первую свою ногу, я внезапно задумался и покрылся холодным потом, а теперь прямо говорю всем: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не делайте этого! Просто представьте себе последствия...

Нам же с Семеном, наверное, повезло, и за два дня мы не только как следует оттянулись, но без последствий набрали в "винчевании" колоссальный опыт, который, надеюсь, и вам пригодится. А Лолка с Нателлкой обещали обязательно поехать с нами еще раз!

Удачи вам на винче!!!

Источник: Club 4x4 №1 1999




Источник: http://www.monsters.4wd.ru/school/winch2/winch2_1.shtml
Категория: Лебедки | Добавил: t0nick (27.02.2010)
Просмотров: 2433 | Рейтинг: 0.0/0



Прицепы 4x4


Прицепы для внедорожников экспедиционные
Эвакуация 4x4


Эвакуация на бездорожье
Мото ремонт
Реклама
Наш опрос
Нравится ли Вам новый дизайн сайта?
Всего ответов: 23
Статистика