Меню сайта
Статьи
Категории раздела
Общий [9]
Общий (Джипы) [15]
Обзор подготовленных авто (Джипы) [47]
Двигатель (Бензин) [8]
Двигатель (Дизель) [7]
Система смазки [1]
Системы облегчения запуска двигателя [4]
Система питания (Бензин) [5]
Система питания (Дизель) [2]
Впуск и выпуск (Джипы) [12]
Вакуумная система [1]
Электрика [13]
АКПП [2]
Трансмиссия (Общий) [2]
Трансмиссия (Джипы) [15]
Кузов и Пластиковый обвес [9]
Кузов и силовой обвес (Джипы) [10]
Мосты DANA [3]
Колеса и Подвеска (Джипы) [21]
Электронное управление двигателем [3]
Автохимия и присадки [7]
Салон [1]
Лебедки [17]
Гусеницы [4]
Материаловедение [4]
Эксплуатация и ремонт Pontiac Grand AM [4]
Эксплуатация и ремонт GMC Jimmy & Chevrolet Blazer [25]
Эксплуатация и ремонт Volvo 200\700 [3]
Система тормозная [1]
Система охлаждения [1]
Поиск по сайту
Поиск по сайту:

Поиск для Путешественников

Widgets
Пробки на Яндекс.Картах

Яндекс.Погода

Пятница, 29.03.2024, 12:00

Клуб Путешественников OverRoad - Каталог статей

Главная » Статьи » Доработка, тюнинг, эксплуатация и ремонт » Обзор подготовленных авто (Джипы)




Объект неравнодушия

Евгения ТВЕРДОХЛЕБОВА

фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА

Купили мы ее совершенно случайно. Ведь Toyota Land Cruiser 40 - машина для России редкая. В теплом подмосковном гараже под толстым слоем пыли этот ветеран японского автопрома терпеливо ждал того, кто сможет заняться восстановлением его утерянных документов... И вот три утомительных месяца хождений по различным инстанциям позади и я законная хозяйка "сороковки"!

Что такое сегодняшний внедорожник Toyota? Округлый дизайн, кожаный салон, кондиционер (если не два), а уж о всяких там электропакетах и говорить нечего. А еще это пластиковые бампера ценой под "штуку" долларов, килограммы сложнейшей электроники и весьма требовательное отношение к обслуживанию. К "семидесятке" (особенно если это "72-я" модель) все вышесказанное относится уже в меньшей степени. Но как бы там ни было, эра простых, как трактор, и неубиваемых, как танк, Toyota закончилась несколько лет назад, когда в Латинской Америке сошел с конвейера последний Land Cruiser "40-й" серии.

А "эра" потому, что автомобили этой серии выпускались более трех десятков лет. Менялись заводы и страны изготовители, но неизменной оставалась концепция автомобиля: внедорожник-трудяга, внедорожник-воин.

Создавалась "сороковка" в далекие пятидесятые годы по армейскому заказу. А как известно у военных свои требования к технике: ну недосуг бойцу проверять уровень масла и заниматься прочими регламентными работами. Дай бог, чтобы патроны к пулемету были в достатке. Но и требования к комфорту не столь высоки, как для гражданских машин: гидроусилитель руля или мягкие сиденья - излишняя роскошь.

Однако созданная в качестве армейского внедорожника, "сороковка" довольно быстро "обросла" гражданскими версиями. Существует огромное количество вариантов исполнения этого автомобиля. Для американского рынка делался упор на машины с бензиновыми двигателями, для латиноамериканского - на длиннобазные дизельные модели, а на юг Африки поставлялись варианты с кузовом софт-топ (мягкий верх) и увеличенными радиаторами - инженеры Toyota старались учитывать местную специфику.




  КРАТКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  

 Вес
1575 кг

 Длина3680 мм

 Колесная база2285 мм

 Колея передняя/задняя1404/1400 мм

 Расход топлива на 100 км13,7 л

 Разгон от 0-100 км/ч24,4 с

Кузов "сороковки" представляет собой образец функциональности. Ну а для чего, собственно, нужен кузов армейскому внедорожнику? Спрятал от ветра и дождя - и славно. А к предметам роскоши можно отнести съемную крышу, складывающееся лобовое стекло и легко скидываемые двери. Тут вам и пулеметик приладить, и в неглубоком капонире укрыться, и вообще, если подорвавшаяся на мине машина не оборудована дверьми, выпрыгивать из нее сподручнее. У параллельно-прямоугольного кузова есть и еще одно достоинство. Имея листовое железо и сварку, можно быстро и легко залатать дыры любых размеров. Данное обстоятельство пришлось очень по вкусу нашим дальневосточным Кулибиным, - я своими глазами видела машину, на которой из штатной жести остались только куски крыльев, весь остальной кузов образовывали заплатки, выполненные из кровельного железа. А один мой питерский знакомый, посчитав, что даже сварка и кровельное железо это слишком сложно, попросту срезал смятую после аварии крышу и установил на ее место тент от кафе-палатки.

Еще одна приятная мелочь - висящая сзади запаска в отличие от "70-й" серии имеет собственные петли, крепящиеся на кузове, и провисание петель задней двери практически исключается.

Рама сварена из П-образного профиля. Применение профиля незамкнутого сечения имеет свои плюсы и минусы. К плюсам следует отнести в первую очередь тот факт, что влага не скапливается в закрытых полостях. Это существенно повышает ее коррозионную стойкость. К слову сказать, нашей "сороковке" без малого два десятка лет, но ее рама практически не имеет следов коррозии. Плюс номер два не столь очевиден обладая меньшей жесткостью на кручение, рама из П-образного профиля "помогает" вывешенному колесу "дотянуться" до земли. Минусы (обратная сторона податливости на кручение) - вынужденное увеличение толщины профиля, а соответственно и "лишний" вес.

О ходовой особо писать нечего. В ней два элемента - рессоры да амортизаторы. Простота объясняет и исключительную надежность подвески. Заменив вышеупомянутые детали, можно забыть о ней на ближайшие пять лет. Конечно, новые рессоры стоят дороговато ($600 - 700 на мост), но если финансы не позволяют, то можно собрать весьма сносный "пакет" из "газелевских" и "уазовских". Пятилетнего спокойствия отечественный автопром, разумеется, не гарантирует, но стоит на порядок дешевле. Я пока не имела возможности протестировать ходовую "по полной программе". Но замечу, несмотря на то что все четыре амортизатора явно не первой свежести, машина неплохо держит дорогу, а ямы глубиной до 20 см пролетаются относительно мягко и без раскачки.

Рулевая наводит на мысль о том, что в армии дохляки не служат. Маневрируя при выезде из гаражного кооператива, мне приходилось по 3-4 раза сдавать назад, с тем чтобы "вписаться" в повороты, а в голове брезжила крамольная мысль, а не попросить ли кого-нибудь покрепче посодействовать процессу вращения баранки. Справедливости ради, правда, необходимо отметить, что после того, как колеса накачали до нормального давления, а смазка в рулевом редукторе "разошлась", наступило некоторое облегчение. Люфт в рулевом управлении, представляющем собой червячный редуктор с двумя тягами, образующими незамкнутый параллелограмм, на удивление небольшой, и если смириться с усилиями на руле, то придется признать, что рулевая у "сороковки" вполне на уровне. Присутствует даже демпфер, который не позволяет рулевому колесу на неровностях дороги бить по рукам, пытаясь переломать пальцы водителю. Что же касается гидроусилителя, то его можно установить и самостоятельно. Тем более часть машин последних лет выпуска была им укомплектована. Рулевые наконечники снабжены прессмасленками, и если их хоть изредка шприцевать, то о новых беспокоиться придется нескоро. Добавлю, что рулевые наконечники стоят порядка $30 - 40 и купить их не сложно (в отличие от России на Ближнем Востоке Toyota 40 распространена и ассортимент эмиратских складов весьма значителен, а доставка займет 3 4 дня).

Тормоза полностью барабанные (за редким исключением), но при этом достаточно эффективные. Устройство их традиционно и вряд ли заслуживает отдельного описания. И единственное, что хотелось бы отметить, - стоимость оригинальных тормозных колодок составит $ 100 - 150 за полный комплект, а неоригинала - $50 70 (при щадящей эксплуатации их хватает на 100 тыс. км). А вот "ручник" имеет скорее грузовую конструкцию - на заднем кардане установлен отдельный барабанный тормоз, который этот кардан и блокирует. Стоимость оригинальных колодок "ручника" мне неведома, но зато известно, что с незначительными доработками туда "встают" колодки oт "Таврии".

Двигатель. Было бы странным, если без малого четыре десятка лет, в течение которых выпускалась "сороковка", на ней устанавливались одни и те же силовые агрегаты. Поскольку я не располагаю подробной информацией о первых моторах Land Cruiser 40, ограничусь их неполным перечнем, выделив лишь мотор "2В", установленный на моей машине.

До 1974 года "сороковка" не имела дизельного мотора. На ней ставили бензиновые шестицилиндровые моторы серии "В", а затем F объемом от 3,8 до 4,2 литра и мощностью от 105 до 155 л.с.

С 1974 года большинство Land Cruiser 40 стали оснащать атмосферным четырехцилиндровым дизелем серии "В" объемом 3 литра и мощностью 80 л.с. В 80-м году двигатель "В" сменили модификации "2В" объемом 3,2 литра (93 л.с.) и "3В" объемом 3,5 литра (90 л.с.). Примечательно, что у двигателей серии "В" привод распредвала и ТНВД осуществлялся обычными шестернями, и как ни странно, это не приводит к сколько-нибудь заметному возрастанию уровня шума.

В 70-х годах на ограниченной партии Land Cruiser 40 устанавливался дизельный шестицилиндровый двигатель серии "Н" объемом 3,6 литра, но из-за значительного веса он не получил большого распространения.

В Латинской Америке Land Cruiser 40 под именем Badeirante выпускалась и в 90-е годы, тогда как на остальные рынки она перестала поставляться с середины 80-х... Латиноамериканские автомобили комплектовались дизельным двигателем Mercedes-Benz и модифицированным вариантом двигателя "В"-"14В".



Двига
тель

Рабочий объем
Кол-во цилин
дров

Мощность, л.с./
об/мин.

Кол-во клапанов
Диам.
/ход поршня

Степень сжатия

"В" (бензин)3386685/36001284/1026,4:1

"В" (дизель)2977480/3600895/10521:1

"2В"3168493/3600898/10521:1

"3В"3431490/35008102/10520:1

"13В-Т"34314120/34008102/10517,6:1

"14В"3661496/34008102/11218:1

"Н"3576690/36001288/9821:1

F (до 60-го г.)38786105/32001290/1026,8:1

F (после 60 г.)38786125/36001290/1027,5:1

2F42306135/36001294/1027,8:1

3F39556155/40001294/958,1:1

Несколько слов о расходниках. Примерная стоимость оригинальных фильтров составляет: воздушного - $25 - 35, масляного - $20 - 25, топливного - $25 - 35. Можно найти и дешевле, но... в этом случае появляется реальный шанс со временем "попасть" на замену ТНВД, форсунок, а если очень "повезет", то и двигателя. И это несмотря на то, что, как и вся машина, силовая установка сделана с упором на неубиваемость.

Трансмиссия "сороковки" также претерпевала в процессе производства значительные изменения. Ранние модели комплектовались 3-ступенчатои ручной КПП, на смену ей пришла 4-, а в последние годы выпуска и 5-ступенчатая коробка передач. Мало того, на некоторых автомобилях устанавливалась и АКПП. Раздаточные коробки имеют прямую, нейтральную и понижающую передачи. У всех вариантов трансмиссии были общие особенности. Так, основным всегда был задний привод с принудительным подключением переднего моста. Разумеется, ни о каком Full Time или автоматическом подключении не могло быть и речи. А вот подключаемые передние ступицы в последние годы выпуска ставились почти на все машины: простота простотой, но ресурс переднего моста, скорость и расход топлива, видимо, оказались важнее. Как и на большинстве Land Cruiser 60 и 70, на последних моделях "сороковки" применялось вакуумное подключение переднего моста, позволяющее производить данную операцию на скорости до 100 км/ч. Последнее обстоятельство немаловажно, особенно если учесть, что переключатели дворников и тумблер 4WD расположены на приборной доске рядом и внешне настолько похожи, что вполне реально включить вместо щеток полный привод... Правда, ошибка сразу обнаружится, поскольку подключение "передка" индицирует включение красной лампочки. Стоит также отметить, что практически с самого начала выпуска "сороковки" машины комплектовались синхронизированной коробкой передач. А значит, "двойной выжим" и прочие "уазовские" заморочки здесь не актуальны. Карданные валы надежны и неприхотливы. Они могут отработать верой и правдой весь срок службы автомобиля. Конечно, если не забывать их периодически шприцевать (пресс-масленки в крестовинах и шлицевых соединениях имеются). Редукторы мостов весьма неприхотливы и в отличие от узлов современных агрегатов спокойно переваривают отечественный ТАД-17. Правда, и размеры у них внушительные. В ряде случаев машины комплектовались мостами с принудительной блокировкой. И последнее: все агрегаты, висящие под "брюхом" машины, надежно прикрыты мощным стальным листом штатной защиты, включенным в силовую схему внедорожника.

Салон у "сороковки" прост и непритязателен. И даже на машине, сошедшей с конвейера в 82-м году, ну прямо как в тракторе... А не бог весть какие велюровые (!) сиденья сразу наводят на мысль о чем-то "неродном". Впрочем, так оно и есть - эту "роскошь" взамен штатных "табуреток" установили предыдущие хозяева. В остальном же ну чисто "уазик" - крашеное железо "по кругу", металлическая панель приборов и никаких излишеств. Однако полной параллели не получается. Toyota позволяет общаться не повышая голоса на любой скорости. Практически отсутствует как вибрация, так и "внештатная" вентиляция через всевозможные щели и зазоры. Выгодно отличает детище японского автопрома от его российского коллеги и такая мелочь, как опускные стекла дверей.


Оптика подкупает своей демократичностью. И мало того, что при ее разработке конструкторы применили все тот же принцип "минимальной достаточности". Немногое имеющееся с поразительной легкостью заменяется на "оказавшееся под рукой". Так, на нашей "сороковке" левая фара была японская, а правая при абсолютном внешнем сходстве кокетливо скрывала под слоем дорожной пыли надпись "Made in USSR". Да и задние фонари от "КамАЗа" тоже смотрятся как "родные"... Подмену выдает лишь наличие секций "заднего хода". Последние японцы считали непозволительной роскошью и не устанавливали...

Дополнительное оборудование. В первую очередь это механическая лебедка. Штука, надо сказать, весьма серьезная. Один мой дальневосточный знакомый божился, что видел, как "сороковка", заякорившись за дерево, подтаскивала застрявший лесовоз "Урал" (не груженый). В принципе подобное возможно...

Интересно, но коробка отбора мощности имеет два выходных вала. Один вперед, другой назад. К сожалению, мне так и не удалось узнать предназначение заднего. Видимо, изначально планировалась установка двух лебедок. Хотя нельзя исключить и тот вариант, что задний вал был нужен военным для механизации процесса наведения...

Проектируя электрику, японцы, похоже, исходили из известного постулата, гласящего, что самый надежный механизм - тот, которого нет. Наружный свет, стеклоочистители, печка и т.д. управляются элементарными переключателями без всяких там реле и прочих технических изысков. Дворники, правда, имеют несколько скоростей, но останавливаться самостоятельно в крайнем положении не обучены. Похоже, даже простейший датчик "положения" конструкторы посчитали непозволительной роскошью, снижающей надежность узла в целом. Напряжение в бортовой сети, как и у грузовика, - 24 вольта. А два аккумулятора плюс мощный 75-амперный генератор вселяют надежду на то, что владельцу не придется торчать где-нибудь в пампасах с "умершей" машиной. Данное обстоятельство имеет и свои минусы - лампочки в обычном автомагазине уже не приобретешь. Но поиск лампочек еще не самое неприятное: вставив по привычке в прикуриватель адаптер телефона или СБ-станции, можно запросто остаться без связи... А вот окислившиеся или разболтавшиеся контакты 24 вольтами "пробиваются" успешней, чем 12.

Но отойдем немного от технического описания. В конце концов, технические характеристики существуют лишь для того, чтобы попытаться понять, как это чудо может ехать. А едет оно весьма прилично.

Во всяком случае, управляемость и устойчивость покорили сразу. Да и динамика разгона вполне на уровне. Обстоятельства сложились так, что первый "перегон" проходил ночью в дождь по МКАД. Километров через 20 я выяснила, что скоростной полет моей "ласточки" заканчивается на 100 км/ч. Удивляло лишь то, что этого было вполне достаточно для обгона большинства участников движения Недоумение несколько поубавилось когда водитель сопровождавшей меня Volvo уточнил что "100 на самом деле 120" (катки то на "сороковке" нештатные). При этом машина ровно стояла на дороге, позволяя совершать довольно резкие маневры неплохо "пуляла" на обгонах и очень достойно тормозила. И вообще впечатляет когда внедорожник с дизайном, типичным для Willys времен Второй мировой войны, обгоняет современный Mercedes. Ребята на АЭС при виде моей Toyota бросают заправочные пистолеты и начинают бурное обсуждение японского чуда, а при постановке на учет гибэдэдэшник со словами "уважим дедушку" лично лезет под капот искать номера двигателя.

Что же касается условий реального бездорожья... Я пока не располагаю достаточным опытом использования "сороковки" для офф роуда но могу сослаться на моих питерских знакомых, давно и плодотворно использующих эти внедорожники в условиях тяжелого бездорожья. Машины несколько раз переворачивали топили и роняли с прогнивших мостов. Что характерно для оживления "утопленников" (сказывается отсутствие электрических наворотов) было достаточно поменять масло и продуть цилиндры выкрутив из них форсунки. Утоплении было несколько но ни одно из них не закончилось ремонтом двигателя. Не могу не отметить и чрезвычайно мощные балки мостов. Вывернув из земли не один десяток валунов их чулки не получили каких-либо повреждении. Короче тест на прочность "сороковка" прошла по полной программе.

Что касается проходимости то здесь многое зависит от водителя. Но думаю, что не погрешу против истины если скажу, что по проходимости "сороковка" не уступает лучшим современным покорителям бездорожья.

Подводя итог, отмечу, что при всех своих плюсах и минусах Toyota Land Cruiser 40 это автомобиль яркой индивидуальности и широких возможностей. Даже мнения людей по поводу перспектив использования машины разнятся настолько!.. Один предлагал "отхромировать", покрасить металликом, обвесить "тюнингами по кругу" и "чисто круто ездить по городу". Другой напротив, утверждал, что, установив штатную механическую лебедку можно получить идеальную машину для офф-роуда. Были и такие кто считал что на рыбалку или охоту хоть сейчас. А вот равнодушных пока не встречалось.

Источник: Club 4x4 №7 2001

Источник: http://www.monsters.4wd.ru/tech/tlc40/tlc40.shtml
Категория: Обзор подготовленных авто (Джипы) | Добавил: t0nick (22.02.2010)
Просмотров: 2507 | Рейтинг: 1.0/1



Прицепы 4x4


Прицепы для внедорожников экспедиционные
Эвакуация 4x4


Эвакуация на бездорожье
Мото ремонт
Реклама
Наш опрос
Хотели бы Вы поставить грязевую резину?
Всего ответов: 45
Статистика