Владимир ГУД
 Фото Александра ФИЛАТКИНА
 Одной из первых кандидатур при выборе внедорожника для постройки
на его базе "монстра" является УАЗ. Как правило, он же остается и
последней. И дело тут не только в том, что наши автогиганты производят
самые современные, самые удобные, самые надежные, самые безопасные,
самые экономичные, самые … автомобили в мире, а вот глупое и
непатриотичное народонаселение почему-то предпочитает им дряхлые
иномарки.
 У ульяновского джипа действительно есть одно неоспоримое
преимущество перед Land Cruiser'ами, Range Rover'ами и Patrol'ями.
Поскольку трофи-рейды проходят в поистине экстремальных условиях, то и
повреждения машины могут получить отнюдь не косметические. Ясно, что
заменить, скажем, расколотый картер переднего моста, умерший генератор
и полуось со свернутыми шлицами гораздо дешевле УАЗу, нежели
Гелендвагену. Поэтому большинство внедорожников, подготавливаемых к
трофи-рейдам, составляют УАЗы. Давайте разберемся: если уж брать УАЗик,
то какой именно.
 
  Мосты 
 В настоящее время на УАЗы устанавливаются три типа мостов:
"гражданские", "военные" и "спайсер". Еще есть "длинные" мосты,
устанавливаемые на "Барс" и представляющие из себя военные мосты с
расширенной до 1600 мм колеей за счет удлиненных чулков.
 Военные мосты отличаются от гражданских наличием бортовых
редукторов. Крутящий момент от двигателя распределяется между главной
парой и редуктором, за счет чего нагрузка на узлы трансмиссии
снижается. Зубья самой главной пары большего размера, чем у гражданских
мостов, что повышает надежность.
 
  |  
  | Тип моста | 
  | Передаточные числа | 
  |  
  |  
| главной пары | 
  | бортовых редукторов | 
  | суммарное |  
  |  
|  Гражданские (до 1989 г.) | 5,125 | - | 5,125 |  
  |  
|  Гражданские (после 1989 г.) | 4,625 | - | 4,625 |  
  |  
|  Военные | 2,77 | 1,94 | 5,38 |  
  |  
|  "Спайсер" | 4,11 | - | 4,11 |  
  |  
 
Преимущества гражданских мостов:
- более простая конструкция - проще обслуживание и ремонт
 - возможность установки самоблокирующихся межосевых дифференциалов от БТР-60 как межколесных
  
Преимущества военных мостов:
- значительно больший клиренс (на 6 см)
 - более тяговитая и надежная главная пара
 - меньшая нагрузка на узлы трансмиссии
 - немногим более качественное изготовление
  
Преимущества мостов типа "Спайсер": никаких 
Если машину предполагается готовить к трофи-рейдам, то выбор
однозначно стоит сделать в пользу военных мостов. Установка 33', а тем
более 35' колес увеличивает нагрузку на трансмиссию, и шестерни с
полуосями гражданских мостов будут ломаться одна за другой. К тому же
на трофи-рейдах часто приходится передвигаться по огромным колеям,
развороченным прошедшими ранее "монстрами", поэтому на первый план
выходит величина дорожного просвета.
 Триалы же, наоборот, прокладываются по сильно пересеченной
местности, и главная неприятность, поджидающая здесь джиперов -
диагональное вывешивание. При таком раскладе стоит подумать о
гражданских мостах с возможностью установки в них блокировок.
   
  | 
  | 
P.S. Эти строки писались осенью 2002 года. Весной же 2003-го было налажено производство  межколесных блокировок и в военные мосты. Таким образом, гражданские мосты утратили своё главное достоинство. Полная и безоговорочная победа редукторов! :)
  |  
  
  Что касается удлиненных мостов, то сам "Барс" смотрится с ними очень даже ничего. См. фото из журнала "4х4 Club":
 Даже идиотский пластиковый бампер начинает вписываться в общий
дизайн джипа, и желание оторвать его и выкинуть куда подальше несколько
притупляется. Сами же мосты, как и все в этом мире, обладают как
достоинствами, так и недостатками:
 - увеличенная колея (опасность бокового опрокидывания высокой машины немного отодвигается)
 - высокая себестоимость и сложность поиска запчастей (пока они изготавливаются в ограниченном количестве)
  
  Подвеска 
 В 1994 году ребята из Ульяновска подарили нам еще одну головную
боль. Подвеска козликов бывает двух типов: старая рессорная и новая -
пружинная спереди и на малолистовых рессорах сзади. Какую берем?
 Лучшая подвеска та, которая обладает более длинными ходами. Это
позволяет колесам на сильнопересеченной местности не терять контакт с
поверхностью и сохранять джипу способность самостоятельного продвижения
вперед. А пружинная она будет или рессорная, - не столь важно.
 Раньше все джипы были рессорные. Такая подвеска лучше в плане
грузоподъемности. Переход на пружины совпал с повальным увлечением 4х4
во всем мире, и с тех пор внедорожники производятся с таким расчетом,
что основное время они эксплуатируются на асфальте, а на бездорожье
если и выбираются, то очень редко. Комфорт и управляемость стали
превалировать над проходимостью. Поэтому подвески всех современных
sport utility хоть и пружинные, но короткоходные, заточенные на езду по
городу.
 То же самое и с УАЗом. Стабилизатор поперечной устойчивости
несколько ограничил способности машины на бездорожье, уменьшив ходы
передней подвески. Так что на асфальте новые УАЗы будут вести себя
немного лучше. На бездорожье - однозначно хуже.
 Но на самом деле заморачиваться по этому поводу особо не стоит.
Все это ерунда, поскольку для строительства монстра на базе УАЗа стоит
однозначно выбрать редукторные мосты, а они устанавливаются
исключительно с рессорами. Вот и чудненько!
 
  Трансмиссия 
 В наш 21 век, когда люди летают в космос (а иногда даже
возвращаются), ездить на джипе с несинхронизированной коробкой, а тем
более производить такие коробки, мягко говоря, неприлично. Даешь
изъятие слова "перегазовка" из лексикона джипера!
 Руководство ульяновского джипозавода своих покупателей уважает,
поэтому кроме старой КПП с синхронизированными только 3 и 4 передачами,
с 1989 года производит новую полностью синхронизированную коробочку.
Ура!
 А вот и их характеристики:
 
  |  
  | Передаточные числа | 
  | Старая КПП | 
  | Новая КПП | 
  |  
  |  
|  I передача | 4,12 | 3,78 |  
  |  
|  II передача | 2,64 | 2,60 |  
  |  
|  III передача | 1,58 | 1,55 |  
  |  
|  IV передача | 1,00 | 1,00 |  
  |  
|  Задняя передача | 5,22 | 4,12 |  
  |  
 
Опаньки! Да ведь передаточные числа первой передачи у новой
коробки меньше, чем у старой. Чем это нам грозит? Тем, что первая
передача стала более скоростной (наверное, руководство УАЗа планирует
продвигать свои джипы в секторе любителей street racing'а).
Одновременно она стала и менее тяговитой. Так что при выборе КПП стоит
решить что вам важнее, - несколько лучший комфорт, либо несколько
большая надежность и проходимость.
 Муфты подключения переднего моста. С ними ситуациа такая:
старые вполне надежны, но требуют большой мороки с подключением. Новые
ЭЛМО включаются легко, но при больших колесах бывали случаи срезания
крепежных болтов, да и грязью они забиваются гораздо охотнее старых,
что приводит к гораздо большей мороке.
 Вывод напрашивается сам собой: если вы поставили перед собой
задачу построить супермонстр и непременно выиграть на нем какой-нибудь
трофи-рейд, то есть смысл поставить старые муты, заблокировать их раз и
навсегда и забыть про них. Для тех же, кто сочетает off-road с ездой по
городу оптимальными будут ЭЛМО.  
  Двигатель 
 
  |  
  | Двигатель | 
  | ЗМЗ 4021 | 
  | УМЗ 4178 | 
  | УМЗ 4218 | 
  | ЗМЗ 410 | 
  | ЗМЗ 409 | 
  | ЗМЗ 514 | 
  |  
  |  
|  Тип | бензин  А-76 | бензин  А-76 | бензин  А-76 | бензин  А-76 | впрыск  А-92 | Дизель |  
  |  
|  Рабочий объем, см3 | 2445 | 2445 | 2890 | 2900 | 2700 | 2240 |  
  |  
|  Степень сжатия | 6,7 | 
  | 
  | 6,7 | 9,0 | 19,5 |  
  |  
 Номинальная  мощность, л.с. | 74 (4500 об/мин) | 76 | 84 | 100 (4250 об/мин) | 136 (4400 об/мин) | 98 (4000 об/мин) |  
  |  
 Максимальный  крутящий момент, Н.м  | 153 (2500 об/мин) | 159 (2500 об/мин) | 189 (2500 об/мин) | 215 (2500 об/мин) | 227 (4000 об/мин) | 216 (2500 об/мин) |  
  |  
 
Примечание: Как ни странно, в разных источниках технические данные
одного и того же двигателя несколько разнятся. Надо полагать, связано
это с разными стандартами измерений.
Теоретически главную роль на бездорожье играет величина
крутящего момента на низких оборотах двигателя. Наряду с надежностью,
это основной показатель. Чем он выше, тем лучше. Поэтому УМЗ 4218
выглядит несколько предпочтительней по сравнению с базовым УМЗ 4178. Но
есть нюансы. Дело в том, что 421-й получен из 417-го увеличением
диаметра цилиндров с 92 до 100 мм. Логично предположить что это
негативно сказалось на ресурсе двигателя по сравнению с гильзованным
417-м. Но зато на него штатно должна устанавливаться вискомуфта
отключения вентилятора.
 А теперь самая радостная новость. По данным сайта www.uaz.ru в октябре 2002 года с главного конвейера ОАО "УАЗ" сойдут 55 автомобилей с дизельными двигателями ЗМЗ-5143.10.
 - 25 автомобилей "УАЗ"- 31608 - 11 (по цене 230 т.р.); 
 - 5 автомобилей "УАЗ"- 315148 - 037 (по цене 151 т.р.); 
 - 25 автомобилей "УАЗ"- 315148 - 017 (по цене 145 т.р). 
  
Автомобили УАЗ с дизельным двигателем отечественного производства
будут собраны на Ульяновском автозаводе впервые. Всего же до конца года
планируется выпустить 100 таких автомобилей, из которых 50 - машины
семейства УАЗ-3160, а 50 - УАЗы традиционного модельного ряда.  
  |  
  | Особенности дизельного двигателя "ЗМЗ"-5143.10. | 
  |  
  |  
| 
 Двигатель дизельный с четырёхклапанной конструкцией
газораспределительного механизма с рычажным приводом клапанов, двумя
распределительными валами и гидроопорами в головке цилиндров;
 Привод распределительных валов цепной с натяжными звёздочками,
рабочий процесс с объёмным смесеобразованием, турбонадувом и системой
рециркуляции отработавших газов;
 Степень сжатия - 19,5;
 Рабочий объём - 2,24л;
 Номинальная мощность по ГОСТ, кВт (л.с.) - 72 (98) при частоте вращения 4000 об/мин;
 Максимальный крутящий момент по ГОСТ, Н* (кгс*м) - 216 (22) при частоте вращения 2500 об/мин.
  |  
  |  
 
  Надо ли говорить, что это будет идеальный силовой агрегат для УАЗа?
 
  Модельный ряд 
 Перечисленным конструктивным требованиям удовлетворяют следующие модели:
 УАЗ 31512-031
 Двигатель УМЗ-4178, 4-х ступ. КПП, редукторные мосты, тентованный. 
 УАЗ 315122-031
 То же самое, но с движком 3МЗ-4021. 
 УАЗ 31514-031
 Двигатель УМЗ-4178, 4-х ступ. КПП, редукторные мосты,
цельнометаллический, муфты ЭЛМО, рулевое колесо 3160 или "ДАРФ", замок
зажигания с противоугонным устройством, рулевой механизм винт-шариковая
гайка (без ГУРа), кенгурин, пластиковые наружные молдинги, пластиковая
панель приборов, новая рулевая колонка, привод запора капота. 
 УАЗ 31514-032
 Отличается от 31514-031 отсутствием кенгурина,
пластиковых молдингов, нашлепки на торпеду, рулевого колеса 3160, замка
зажигания с противоугонным устройством и новой рулевой колонки. 
 УАЗ 31514-033
 Тот же 31514-031 + люк в крыше. 
 УАЗ 31514-037
 Тот же 31514-031, только без молдингов. 
 УАЗ 315142-037
 Тот же 31514-037, но с двигателем 3МЗ-4021. 
 УАЗ 31519-031
 То же самое, что и 31514-031, но с двигателем УМЗ-4218 и радиальными шинами. 
 УАЗ 31519-032
 То же самое, что и 31514-032, но с двигателем УМЗ-4218 и радиальными шинами. 
 УАЗ 31519-033
 То же самое, что и 31514-033, но с двигателем УМЗ-4218 и радиальными шинами. 
 УАЗ 31519-037
 Тот же 31519-031, только без молдингов и укомплектованный вискомуфтой отключения вентилятора. 
 УАЗ 315192-037
 Тот же 31519-037, но с двигателем ЗМЗ 4104. 
 - 
  
 
  
  УАЗ 315195 
 Данная машина скоро встанет на конвейер, сменив на нем 31512-й и
31514-й аппараты. Поэтому стоит присмотреться к ней повнимательней.
Фото Александра КАТАЕВА (За рулем):
 Первые впечатления: Пластиковый бампер не столько раздражает
(все равно менять на швеллер сотку), сколько показывает общее
направление модернизации автомобиля.
 Двигатель ЗМЗ-409. Полная ерунда. Характеристики
абсолютно легковые, для внедорожной езды непригоден. Но это не минус
данной модели, поскольку в планах устанавливать еще и ЗМЗ-410 и
ЗМЗ-514. А они вызывают прямо противоположные эмоции.
 Мосты "Спайсер". См. выше.  Кстати, ходят упорные
слухи о решении руководства УАЗа свернуть производство машин с
редукторными мостами в связи с переходом на "спайсеры". Так что
запасайтесь, господа джиперы, впрок.
 Коробка передач пятиступенчатая, арзамасского производства. Пока экспериментальная и ничего с ней не ясно.
 Раздатка мелкомодульная, управляемая одним рычагом.
   Ну вот, пока вроде всё.
 Какие из всего вышеизложенного напрашиваются выводы?
Неутешительные. Закрадываются сомнения в компетентности ульяновских
маркетологов. Ведь люди, покупающие УАЗы ценят в них именно уверенное
поведение машин на тяжелом бездорожье, прощая ужасную сборку, брак и
полное отсутствие комфорта. Новые же УАЗы во многом утратили свои
внедорожные качества, толком не приобретя ничего взамен.
 
		
	 
  Источник: http://www.monsters.4wd.ru/tech/uaz/uaz.shtml |