|  Установка стартера продиктована желанием удобства эксплуатации мотоцикла.
  
 Стартер предназначен для пуска двигателя и представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения. Также его установка может быть вызвана некоторыми вариантами 
компоновки рамы мотоцикла, при которых установка педали кик-стартера 
практически невозможна. В этом случае установка электростартера - единственный выход из создавшейся ситуации.
 Автор: Илья Марченког. Белгород-Днестровский
 Фото: автора
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ЭТАП II. После выставления соответствующих зазоров производится "прихватывание" крепежного флянца к картеру КПП. 
   Стартер собирается и фиксируется на флянце.  Затем стартер  подключается к  аккумулятору и  осуществляется
 ряд  пробных  пусков при  выкрученных  свечах зажигания,***   что  дает  возможность  определить качество
 фиксации стартера.   Вращение  должно быть свободным,  без остановок  и заеданий.  Звук  при  вращении  должен
  быть  монотонным,  без  нарастания или  снижения тональности.   Шестерня  стартера  должна свободно  входить
  в  зацепления   с   венцом   маховика,   и   также   свободно   выходить  из   него.****   После  проверки  производим 
 окончательное  сваривание  поверхностей,   после  которого  снова  проверяем работу стартера,   чтобы убедиться
 в том,   что флянец не "повело".   После  сваривания  ускорять  процесс  остывания  металла  категорически
  воспрещается,  так  как  это может стать причиной ослабления  его  прочностных   характеристик.   Желательно
   оставить  педаль  кик-стартера.   В  процессе  эксплуатации  это  облегчит регулировку клапанов и зажигания.
 Да и запасной вариант пуска не помешает.   Характерная  его о собенность:  при  малой  частоте  вращения  ротора о бмотка  возбуждения  генератора  потребляет
  ток  от  внешнего источника тока - аккумулятора, и только после возбуждения,при частоте вращения ротора
  2400  об/мин  и  выше,   генератор  переходит на  работу  от  самовозбуждения.  Эксплуатация  генератора  при  полностью 
  разряженной  аккумуляторной  батарее  или ее отсутствии невозможна (генератор не возбуждается). При перемотке
 удастся повысить мощность всего на 50-100 Вт! Это не спасет ситуации. Цена генератора  Г424 - около  350грн.
 
 б) Генератор ИМЗ 14.3771 фото 14. По конструкции аналогичен с Г424.Но реле зарядки встроено в генератор.Номинальное 
 напряжение 14В, отдача - 35 А/ч. Номинальная мощность 500 Вт.Выпрямительный блок БВП 86-60, регулятор 
 напряжения Я212А 11Е или 361.3702, порог срабатывания регулятора -13.6-14.4в. Он обладает достаточной
 мощностью и отличается простотой установки.   Но в то же время - "никаким" качеством сборки, материалов 
 и минимальным ресурсом работы!Поэтому  стоит  вести  речь  о  генераторе,  которым  комплектуются мотоциклы ИМЗ в данный момент,марки "DENSO" 
 (500 Вт). У него отменное качество и надежность. Но найти его в продаже практически невозможно, да и 
 ориентировочная стоимость 500-650 грн.
 
 
 в) Тракторный генератор 462.3701. фото 8. 
 Это  бесконтактная,  трехфазная,  одноименно  по  люсная  электромашина с односторонним электромагнитным 
  возбуждением и  встроенным  выпрямительным  блоком  БПВ-23-50 и электронным  регулятором напряжения 
 типа Я112Б.   Встречается  2-х видов:  700 и 1000 Вт.  Диодный реле-регулятор тока  (ЯШ)112Б  (А, Н, В)
  встроен в заднюю часть генератора. 
 Для установки генераторов этого типа потребуется изготовить 
 удлиненный вал генератора. А так же изготовить переходную планшайбу с эксцентриком и местом под сальник
 от мотороллера "Муравей" 42x25x10 (фото 9). При изготовлении планшайбы помните: При ее установке перекрываются вентиляционные отверстия генератора, расположенные в передней его части. Для  этого  необходимо  на  планшайбе  высверлить  с  торца  небольшие  углубления,  освобождая  доступ  воздуха  к 
  вентиляционным отверстиям.  Так же потребуется подпилить выступ картера двигателя над распредвалом, и
 немного подпилить корпус генератора. В  том  случае,  если  не  удлинять  вал  генератора,  после  его  сборки 
  шестерня  генератора  будет  заходить  в  зацепление с шестерней распредвала всего на 50%!  Поэтому удлинение 
 вала, или изготовление новой, удлиненной шестерни - обязательно! К отрицательным моментам относятся 
 громоздкость и большой удельный вес  данного  генератора.  Принципиальная  схема  генератора допускает запуск 
 двигателя без аккумулятора,  так как данный генератор способен самовозбуждаться. Цена такого генератора 
 (б/у) 50-120 гривен, нового - 250 гривен.
  Выбор  генераторов  данного  типа  следует  строить  по  критерию габаритности: чем компактней, тем лучше. Как 
 правило,их мощность составляет 660 Вт.   Интегральное  реле  встроено в  задней части генератора.  Ориентировочная 
 стоимость генератора  б/у 250-450  грн. 
Устанавливаются подобные генераторы двумя способами.
 Первый  способ  сходен  с  установкой тракторного  генератора,  так как потребуется изготовить переходную 
 планшайбу и удлинить вал генератора (фото 11). 
При удлинении вала потребуется очень точная токарная работа, иначе труды будут сведены "на нет"!!!
 
 Второй способ - ременной привод. 
 Отличается  относительной  простотой  изготовления  и  установки  (соответственно,  дешевизной),(фото 12). 
  Механизм  привода изготавливается из корпуса Г424.  Вытачивается новый вал со шкивом и проста-вочные втулки.
   К раме приваривается кронштейн крепления, который должен иметь регулировку натяжения ремня.Применяются ремни 
 самого малого размера с маркировкой "500"или"600".  Дополнительный  плюс  этой  схемы - возможность  легко  внести 
  в схему  "паразита" - дополнительный масло-насос,  крыльчатку охлаждения радиатора,  крыльчатку нагнетателя...
 При  увеличении  количества  шкивов  более  двух,  потребуется  установка  натяжного  подшипника  например,  (ВАЗовского), 
  а так же внесение  изменений  в  несущую  конструкцию, для оптимальной компоновки схемы ременного привода. 
  Допустимый  прогиб  ремня 6-12 мм.  Зацепление  шестерни генератора должно быть отрегулировано - во избежание
 ненужных нагрузок при работе,  для снижения шумности работы и для продления срока службы шестерен ГРМ.
 
 
После 20000тыс.км пробега полость крышки генератора необходимо очищать от щеточной пыли и других загрязнений. 
 Для  удобства  выполнения  работ  генератор  необходимо демонтировать с двигателя. Затем снять кожух и
 щеткодержатель со щетками. После чего аккуратно, кистью,  смоченной в  растворителе Р647 или  обезжиривателе 
 БП-20, очистить внутренние поверхности крышек генератора. После чего продуть их сжатым воздухом. Не  стоит  забывать  также  и  о  том,  что  при  увеличении 
 потребляемой мощности электрооборудования,  увеличивается  нагрузка 
 на двигатель.При  компоновке  нового  генератора  тщательно  проверьте  шестерню  генератора"на биение" в токарном
 станке. "Кривая" шестерня не позволит добиться нормального зацепления с шестерней распредвала, и, в свою 
 очередь, достаточно быстро "сожрет" ее.   
* СТ 353,  СТ367(369) В(Б):  Номинальное напряжение -12 В,  номинальная  мощность кВт - 0,61,  ток холостого хода   А
  (не более) - 65,  частота вращения якоря при холостом ходе (тп.-1(не менее))-5000,  число зубьев ше стерни 
 привода стартера -8,  модуль  (шаг)шестерни привода-2,5,  мощность л.с.-0,6 (СТ 353), 0,7(СТ 367), 0,8 (СТ 369). 
 ** Модуль зубчатого колеса - геометрический параметр,  линейная величина, пропорциональная размерам 
 зубчатого колеса.  Различают осевой,  окружный  и  нормальный  модуль  зубчатого  колеса.  Модуль  зубчатого 
  колеса определяется следующим образом:  количество зубьев -f- 2. Затем наружный диаметр делится на
 получившееся число.
 *** Стартер  можно держать  включенным не  более 10 секунд,  а затем дать перерыв на  15-20  секунд. 
 Длительное включение стартера приводит к чрезмерному его нагреванию и повреждению аккумуляторной батареи 
 и обмоток стартера.
 
 **** Для  облегчения  вхождения  в   зацепление   шестерен  стартера  и  венца  маховика,   на  зубьях  венца, 
  со  стороны  вхождения  в зацепление со стартером, делаются конусные фаски (заходы).
 
 |