Меню сайта
Статьи
Категории раздела
Общий подраздел [15]
Все что не входит в другие разделы, находится здесь.
Альтернативные виды топлива и транспорта [15]
Авто и мото спорт [5]
Великие конструкторы [2]
Американские авто [15]
Эксплуатация [11]
Экспплуатация наших авто
Кемпинг [11]
Покупка и продажа авто [28]
Вся информация о покупке и продаже новых и б/у
Поиск по сайту
Поиск по сайту:

Поиск для Путешественников

Widgets
Пробки на Яндекс.Картах

Яндекс.Погода

Четверг, 18.04.2024, 21:18

Клуб Путешественников OverRoad - Каталог статей

Главная » Статьи » Общий раздел » Альтернативные виды топлива и транспорта




Газотурбинный двигатель, что мы о нем знаем?
Вообще говоря, газотурбинный двигатель в легковом автомобиле - не новость. Было время, когда с газотурбинной идеей носились так же, как сегодня с водородными технологиями. Исследования продолжались даже в начале 1990-х годов, причем занимались ими не малоизвестные инжиниринговые фирмы, для которых практическая реализация такой идеи была единственным шансом выбиться в люди, а вполне серьезные организации - Toyota, Mercedes-Benz.
Так ведь и достоинств у газовых турбин немало. Во-первых, в газотурбинных силовых агрегатах нет механизмов вроде совершающих возвратно-поступательное движение кривошипно-шатунного и газораспределительного, с работой которых связаны основные потери на трение, большие силы инерции и обусловленные ими нагрузки, а все немногочисленные движущиеся детали только вращаются. Во-вторых, ГТД не нуждаются в громоздкой системе жидкостного охлаждения. По этим двум причинам ГТД по сравнению с поршневыми двигателями такой же мощности имеют меньшие габаритные размеры и массу, проще по конструкции, легче уравновешиваются, минимальное количество подшипников способствуют их высокой надежности. В-третьих, турбины отличает близкая к идеальной для работы транспортного средства характеристика крутящего момента, что позволяет обходится коробкой с минимальным количеством передач либо вовсе без нее. Наконец, работают газотурбинные двигатели не на бензине, а на дешевых сортах топлива - керосине или солярке.
Почему же, несмотря на столь внушительный список преимуществ, газовым турбинам так и не нашлось места под капотом легковых автомобилей?

Их проблемы
В отличие от деталей поршневого двигателя, подвергающихся воздействию высокой температуры в течение короткого промежутка времени, а затем охлаждающихся, рабочие части газотурбинного двигателя испытывают термические перегрузки постоянно. А жаропрочные материалы недешевы. Необходимость искусственно ограничивать температуру газов, поступающих на лопатки турбины, - это и есть коренная проблема ГТД. Из-за нее страдает коэффициент полезного действия двигателя, и по эффективности использования топлива газовые турбины уступают поршневым моторам. Выражается это в повышенном расходе топлива, необходимом, чтобы выработать одинаковую с поршневым двигателем мощность. 120-сильный ГТД потребляет в режимах частичных нагрузок не меньше 16-17 л/100 км, а при движении автомобиля на максимальной скорости расход топлива может достигать 40 л/100 км. Комментарии излишни.
Есть еще одно обстоятельство. Идеальной моментная характеристика ГТД выглядит только на бумаге. Турбина работает при гораздо более высоких оборотах, чем поршневой двигатель. Чтобы раскрутиться после торможения, ГТД требуется приличное время. Поэтому газотурбинные автомобили плохо приспособлены для езды в условиях городского трафика. Наглядно этот недостаток был продемонстрирован в 1971 году, когда на гоночных трассах Formula 1 появился Lotus 56В с двухвальной газовой турбиной мощностью 450 л.с. Двигатель запаздывал с реакцией на команду, подаваемую педалью газа, примерно на 3 секунды. Чтобы совладать с машиной, пилоту приходилось давить на акселератор еще на торможении. Приспособиться к непривычному управлению не сумел даже будущий двукратный чемпион мира Эмерсон Фиттипальди. Lotus 56В неплохо показал себя на треке Индианаполиса, но после нескольких неудачных гонок на извилистых трассах, требовавших постоянных торможений и быстрых разгонов, был снят с соревнований.

Кстати о формуле
За два года до появления EcoJet информационные агентства оповестили общественность, что группа инженеров из Модены преисполнилась решимости создать машину, которая затмит 1001-сильный Bugatti Veyron. Примечательно, что возглавил группу Мауро Форгьери, тот самый Форгьери, которого в свое время называли антиподом Колина Чэпмена, создавшего Lotus 56В.
Чтобы превзойти Veyron, Форгьери решил оснастить свой суперкар газотурбинным двигателем мощностью 1500 л.с., после чего автомобиль оказался бы способным развивать максимальную скорость порядка 430 км/ч. Планировалось, что первый материализовавшийся результат работ должен увидеть свет в 2008 году, но в планах Форгьери имеется один нюанс. Собрать деньги на изготовление автомобиля обладатель восьми Кубков конструкторов предполагает за счет предварительных заказов. Однако чтобы проект не был убыточным, требуется найти две сотни клиентов, готовых сейчас расстаться с суммой порядка 650 тыс. евро взамен на обещание когда-нибудь получить газотурбинную машину в свое распоряжение. Отыщет ли Форгьери необходимое количество желающих - вопрос.

Верхом на турбине
Вряд ли Джею Лено приспичило строить EcoJet из-за желания опередить итальянцев. Не исключено, что телезвезда о работе Форгьери вообще ничего не знала. Просто в 2001 году Лено представилась возможность познакомить своих телезрителей с построенными фирмой Marine Turbine Technologies по заказу кинокомпании Warner Brosers пикапом и мотоциклом, оснащенными газовыми турбинами. Познакомил, и сам, похоже, захворал этой идеей.
О пикапе почти ничего не известно, а вот мотоцикл успел сняться в голливудском блокбастере "Крутящий момент". Появление двухколесной "ракеты" на экране произвело сильное впечатление, и Marine Turbine Technologies сочла возможным выпускать по 5 газотурбинных мотоциклов MTT Y2K в год, реализуя их по цене 150 тыс. долларов.
На MTT Y2K используется турбина Allison Rolls-Royce 250, применяющаяся на вертолете Bell Jet Ranger. Весит двигатель всего 59 кг, при этом развивает мощность 350 л.с. и максимальный крутящий момент 609 Нм. Мотор работает как на принятом для таких установок топливе типа Jet A, так и на дизтопливе. Мотоцикл оборудован топливным баком объемом 32 л, но поскольку турбина расходует от 40 до 58 л/100 км, то запас хода мотоцикла составляет не более 80 км. Не обошлось и без известной "тупости" газотурбинного двигателя. Чтобы преодолеть первые 400 м после старта, MTT Y2K требуется 9 с. Но зато потом главное, чтобы мотоциклиста из седла не сдуло, потому что разгоняться MTT Y2K может до скорости 320 км/ч.
Мощность и стоимость обеспечили MTT попадание в Книгу рекордов Гинесса сразу в двух номинациях: "самый мощный мотоцикл, выпускаемый серийно", и "самый дорогой в производстве".
Категория: Альтернативные виды топлива и транспорта | Добавил: t0nick (13.01.2009)
Просмотров: 4543 | Рейтинг: 1.0/1



Прицепы 4x4


Прицепы для внедорожников экспедиционные
Эвакуация 4x4


Эвакуация на бездорожье
Мото ремонт
Реклама
Наш опрос
Пользуетесь ли Вы услугами мото сервисов?
Всего ответов: 6
Статистика