И как выглядит этот самый гелевый протектор-подушка жесткого диска? И 
можно ли собственными силами улучшить конфигурацию – произвести, так 
сказать, легкий тюнинг? С этими вопросами я и обратился к специалистам, 
через руки которых в год проходит не одна сотня «милитаристов». 
 
 
 
 
 
 
 
 В джиперской практике используется множество различных компьютеров. 
Известны даже случаи внедрения в салон LR Defender полноценного 
системного блока и 17-дюймового ЖК-монитора... Но наибольшую 
популярность получили три защищенные модели: ноутбуки классической 
компоновки Panasonic CF27 и CF28, а также «планшетник» Walkabout 
Hammerhead HH3 Tablet PC. Сравнительно недорогие и надежные, как 
автоматы Калашникова. Вот с их начинкой мы и познакомились поближе.
 
 
 
 
 
 
ЛЕГЕНДА № 27
 
 Panasonic CF27 – самый бюджетный на сегодня вариант ноутбучной основы 
навигационной системы. Его стоимость колеблется в пределах от $280 до 
$340 в зависимости от конфигурации. Корпусы же модификаций одинаковые за
 исключением исполнения клавиатуры – встречаются как традиционные 
кнопочные, так и влагозащищенные. В наши руки попала модель с обычной 
«клавой», процессором PII 300 МГц, 128 Мб оперативной памяти, жестким 
диском на 6 Гб и встроенным GPRS-модулем. Судя по потертостям на 
корпусе, «машинка» много где повоевала – есть даже косвенные признаки, 
что она участвовала в «Буре в пустыне». Специально для этой операции 
была выпущена партия с желтым верхом. Кстати, это не краска, а 
специальное покрытие. 
 
 
 
 Во время эксперимента с наездом на ноутбук колесом под грузом верхняя 
крышка потрескивала и немного прогибалась (в пределах нескольких 
миллиметров, заметных визуально), но как только автомобиль сполз с 
«препятствия», тут же приняла первоначальное положение без остаточной 
деформации. Никаких замечаний к работе компьютера после такого 
издевательства не возникло. Да уж, «бронежилеты» из магниевого сплава 
Panasonic делает на славу. Но это не «гидрокостюмы», и купаться в них не
 рекомендуется! Даже с герметичной клавиатурой этот компьютер остается 
лишь брызгозащитным. На откидные крышки боковых и заднего отсеков, под 
которыми скрываются дисковод и разъемы, хоть и уплотненные прокладками, 
надежды мало. Это скорее защита от пыли, чем от воды.
 
 
 
 Но главный враг компьютеров в автомобиле – вибрации. Это основная 
причина, выводящая из строя гражданские ноутбуки. В военном же самый 
нежный элемент конструкции – жесткий диск – заключен в стальной 
контейнер, внутри которого находится амортизирующая прослойка, так 
называемая гелевая подушка. Обволакивая винчестер снизу и по боковым 
поверхностям, она гасит внешние вибрации. Застывшее желе представляете? 
Очень похожая субстанция – и не жидкая, и не твердая. Просто и надежно, 
как в армии. В целом же CF27 неплохой вариант для спарки с 
GPS-навигатором по USB-интерфейсу. Можно даже вдали от дома в Интернет 
зайти – достаточно открыть нижнюю крышку и установить в гнездо 
SIM-карту.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК
 
 Если Panasonic CF27 можно сравнить с бравым капитаном разведчиков, то 
модель CF28 вполне соответствует рангу полковника. И не штабного, а 
очень даже боевого, заслуженного и при этом на пенсию отнюдь не 
собирающегося. Защищенность и возможности этого компьютера превосходят 
ТТХ «однополчанина». Конфигурация (процессор PIII 600 МГц, оперативная 
память 256 Мб, жесткий диск 20Гб, DVD-ROM) позволяет установить на 
машину систему Windows XP, а не устаревшие версии вроде Windows 98 или 
2000, выше которых CF27 в базовой комплектации просто не тянет. Корпус 
также из магниевого сплава, а его верхняя и нижняя части собираются с 
уплотнительной прокладкой. Клавиши клавиатуры отформованы из единого 
резинового листа. Крышка, в которой находится матрица, герметична, а сам
 экран закрыт бронебойным стеклом. Нырять, конечно, нельзя, но, попав 
под дождь, можно особо не переживать. Жесткий диск смонтирован в 
собственном кейсе с гелевым демпфером. Вывод: универсальный защищенный 
компьютер, с помощью которого можно и ориентироваться в дальнем походе, и
 использовать его в качестве хранилища цифровых фотографий. А на стоянке
 еще и любимый фильм посмотреть. Стоимость удовольствия (б/у, конечно) –
 от $590 до $1090. На наш взгляд – разумная плата за предоставляемые 
возможности.
 
 
 
 
 
 
ПРЯМОУГОЛЬНАЯ «ТАБЛЕТКА»
 
 Обычно эти бесклавиатурные компьютеры называют «таблетками» (от Tablet 
PC). Встречаются они различных фирм и степеней защищенности. Выгодно 
отличаются от КПК большим экраном с хорошим разрешением, возможностью 
установки «взрослых» версий операционной системы (обычно Windows XP), 
емким «винтом» и достаточной «операционкой», чтобы провернуть 
многомеговые карты. Плюсы по сравнению с традиционными ноутбуками в 
простоте монтажа в автомобиле и меньшем весе. Hammerhead HH3 – один из 
«планшетников» по адекватной цене, отвечающих «нашим» задачам. 
Комплектация: процессор P III 400 МГц, жесткий диск 10 Гб, оперативная 
память 256 Мб. Цена в работоспособном б/у состоянии порядка $300.
 
 
 
 Заглянув внутрь, поражаешься – свободного места практически нет. 
Компоновка настолько плотная, что отсутствует даже радиатор охлаждения 
процессора. Его роль выполняет корпус, а в самом нагруженном по 
температуре месте – на нижней стенке – фрезой выбрана канавка сложной 
формы, увеличивающая площадь охлаждения. «Коробка» полностью 
водонепроницаема – все разборные части соединяются через прокладки, а 
выводы разъемов замазаны изнутри герметиком. Матрица закрыта бронебойным
 стеклом, поэтому для управления используется не тачскрин с 
палочкой-стилусом, а активная «ручка» (радио-скрин) со встроенным блоком
 электроники и автономными элементами питания. Для загрузки программ и 
информации, а также коммуникации с GPS-навигатором используется 
USB-интерфейс. Других устройств для ввода-вывода нет, хотя присутствует 
универсальная антенна радиоканала, к которой можно подключить блок GPRS,
 например. 
 
 
 
 Из трех представителей внедорожных компьютеров Hammerhead кажется 
наиболее защищенным от механических воздействий. Но есть и обратная 
сторона медали. Отсутствие какой-либо внешней вентиляции и плотный 
монтаж при длительной работе могут привести к перегреву и последующим 
глюкам. Помните об этом, собираясь путешествовать по жарким странам, да и
 просто отправляясь в путь летом, пусть даже и в средней полосе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 БОЛЬШЕ ЖИЗНИ!
 
 Как все люди, и военные, и гражданские, состоят из костей и мяса, так и
 компьютеры, не важно с какой степенью защиты, собраны из обычных 
комплектующих. Что это значит? Да то, что для ремонта или модернизации 
«уставшего ветерана» можно использовать элементы, приобретенные в 
обычных компьютерных магазинах. Вместо ущербного диска на 6 Гб в 
Panasonic можно установить современный, хотя бы «гигов» на 40–60 или 
даже на 80–120. Определяющий форм-фактор – 2.5 дюйма, то есть 
практически любой ноутбучный «винт». Кстати, специалисты считают, что 
винчестер на ноутбуке «живет» не более двух лет, максимум до трех. 
Дальше возможны сбои и падение системы. Процент риска увеличивается с 
каждым годом эксплуатации и очередной поездкой по бездорожью.
 
 
 
 Хотите, чтобы «старичок» не отставал от жизни? Если знакома ситуация, 
когда приехали на точку, а стрелка OziExplorer на экране показывает, что
 до нее еще километра полтора, то, значит, пора добавить прибору 
«мозгов», точнее, оперативной памяти. Выбор модулей огромный!
 
 
 
 Отдельный разговор об электричестве. Как правило, в автомобиле 
компьютер питается от бортовой сети через автоадап-тер или используя 
инвертор на 12–220 вольт и сетевой блок питания. Автономная батарея 
применяется редко, да и обычно через год-два она приходит в полную 
негодность. Тем не менее аккумулятор весьма желателен в качестве 
аварийного буфера, на тот случай, если неожиданно прервется подача по 
основному энергетическому каналу – например, штурман, подпрыгнув на 
очередной кочке, зацепится за провод и выдернет разъем. И все пропало! А
 было бы внутреннее питание, можно успеть треки сохранить. 
Самостоятельно разбирать батарею не рекомендуется, поскольку в ее 
корпусе, кроме непосредственно «топливных» элементов (типа обычных 
пальчиковых), находится и электронный блок. По сути, это компьютер в 
компьютере, отвечающий за учет заряда-разряда, напряжение, силу тока и 
прочие электрические вопросы. Если электроника цела, то замена 
элементов питания на новые, обойдется примерно в $70.