Меню сайта
Уроки Выживания [140]
Куда пойти [4]
Информация для путешественников [24]
Интересные и полезные материалы для путешественников.
Поиск по сайту

Клуб Путешественников OverRoad - Каталог статей

Главная » Статьи » Путешествия и туризм » Уроки Выживания

Поход с минимумом снаряжения по Северному Кавказу

В более ранних выездах мы тренировали навыки преимущественно в одном месте, т.е. никуда не шли. В этом же выезде у нас был полноценный поход с минимумом снаряжения. Вес рюкзака ограничивался 5 кг. Мой весил 8 кг: 5 кг снаряги и 3 кг фотоаппарат с причиндалами. Ну и традиционно мы не брали с собой палаток и еды. Нас снова было трое.

Место действия – северный Кавказ. Время года – начало Ноября. Мы шли в составе небольшой группы (7 человек), где всем хотелось в разной степени ощутить тяготы выживания. У нас на троих был 1 спальник, 1 каремат, 1 гамак и 2 куска уже проверенного полиэтилена. Высадились. Идет дождь. И мы пошли.

Лес преимущественно состоял из бука, каштана и дуба. По пути мы собирали каштаны и семена бука (в простонародье – чинарики). Часть поедалась сразу, часть откладывалась на вечер. На высоте 900 метров неожиданно начался снег. Мы прошли еще немного и решили ставить лагерь.

Видна граница, где уже не дождь, а снег
К погоде добавился еще и небольшой мороз. Все, что до этого было просто мокрым, теперь покрылось тонкой коркой льда. И мы начали разводить огонь огнивом… Прошло 2 часа, от холода руки уже почти отказывали, к такой погоде мы откровенно не были готовы.
Отчаявшись пожечь природные материалы, мы подожгли огнивом бумагу, и дальше, по чуть-чуть начали создавать костер. Должен заметить, что предоставленный самому себе уже довольно самостоятельный на первый взгляд костер потухал. Вся энергия огня уходила на согрев холодных дров с ледяной корочкой, и на пламя уже ничего не оставалось. Приходилось постоянно поддувать костер. Итого на создание костра ушло 3.5 часа, причем мы не могли считать его чисто выживательским.

Вечернее отогревание и просыхание

К тому времени уже были почищены все найденные каштаны, и у нас был один гриб. Еще до ужина некоторые ребята соблазняли нас курицей гриль, но мы гордо отказались, не пожелав испортить себе всю концепцию. Сваренная похлебка из каштанов и гриба получила название «Смерть Кощея» за страшный черный цвет и избыток соли. Вареные каштаны напоминают сладкую картошку, из-за различных сахароз и крахмала — очень калорийны. Поэтому наелись мы от души. Пришла пора ночевать.

Учитывая опыт предыдущих походов – сразу разбились на дежурство по 3 часа. Один человек спал в гамаке и в спальнике, второй – на каремате у костра и заворачивался в полиэтилен, засовывая ноги в пустой рюкзак. Ну а дежурный не давал себе замерзнуть, поддерживая костер и собирая дрова, или даже в состоянии полутранса бродя по лагерю и занимаясь непонятно чем. 3 часа пролетали незаметно.Успеваешь за свою смену полностью высушиться, попить чаю и даже помедитировать. Холодно, сурово, мокро. Но таки спали.

Утро — самое трудное время. Вылезать из спальника ну никак не хочется.
Подъем в 7.00. Снова высокомерно отказались от горячего кофе, приготовленного на горелке. Маршрут, по которому мы шли – был популярным, мы часто встречали довольные сытые морды из других групп. Некоторые из них даже любезно предлагали выпить с ними чаю с газовой горелки, но мы как всегда высокомерно отказались, заявив, что готовим все исключительно на костре, разведенном огнивом из мокрых дров. Идет дождь.
День подошел к концу, и мы, наполовину промокшие, стали ставить лагерь. Для ночевки выбрали урожайное место – за полчаса собрали кило 2 огромных каштанов, которые не съели до сих пор. Включаем фанатизм: опять пытаемся развести огонь огнивом. Огонь развели, а костер – нет. Ставим себе незачет.
Эта ночевка была самой комфортной. От ветра мы защитились тремя стенками из полиэтилена и тента, соорудили ветрозащитные конструкции из камней. Спать около костра было даже жарко.

Наше мегаукрытие. Если приглядеться — можно найти трёх человек на этом фото.

Начался и подошел к концу новый день. Все время идет дождь. Большинство тур-групп уехало домой, вместе с ними и наша группа. Мы остались втроем. В точке отбытия нам пожертвовали хлеб и тушенку. Она была критическим аргументом, когда мы отказались испытывать рогатку на птицах. И наверняка спасла несколько жизней. У нас собралось за эти 3 дня довольно много всяческой природной еды, поэтому мы вообще не волновались за питание. Могли бы протянуть на одних только каштанах.

Мы отправились дальше. В этот момент мы были уже полностью промокшими, но, бодро напевая «Уходит в ночь отдельный, десятый наш десантный батальон» пошли в ночь. Решили идти пока не кончатся силы. Нашей целью был выход к морю, мы уже давно шли по асфальту. Но когда закончился асфальт, мы поняли, что последние 20 км шли не по той дороге. Не там свернули. Сказалась усталость и рассеянность. Уже давно стемнело. Ночевали без костра и ужина. В сеннике на чердаке чьего-то сарая, за вполне преодолимым забором. Ночью мы иногда просыпались то от холода, то от того, что кто-то сильно дрожал и тряс этим самым платформу на которой все лежали. Ушли до рассвета, чтобы не засветиться. На следующий день мы успешно доехали на автобусе в пункт отбытия, распугивая людей своим копченым запахом.

Выводы:

• Снова оправдал себя полиэтилен. Мы освоились применять его для создания ветрозащитных стенок. Когда шли – заворачивали в полиэтилен рюкзаки, что защищало их от дождя.
  • К сожалению, мы так и не попробовали разводить несколько костров в силу сложности их поддержания.
  • Гамак снова оправдал себя. Если имеется спальник, то в гамаке можно ночевать и без костра. У одного из лояльных ребят был самодельный гамак с вшитым в него утеплителем. Такое решение занимает больше места, зато более универсально. При желании можно спать на нем как на обычном каремате.
  • Дежурство подтвердило свои положительные качества. Время проходит быстро. Дежурный успевает высушить у костра все свои вещи. Наблюдение за костром в ночной тиши здорово успокаивает. Поддерживая равномерно костер, дежурный обеспечивает спокойный теплый сон всем остальным. И всем спокойнее спать, зная, что ты не загоришься от костра, т.к. за этим кто-то следит.
  • Отдых. Мы пренебрегали отдыхом и комфортом, и это вылилось для нас в критическую ошибку при ориентировании. Усталость и рассеянность – это очень плохо в условиях, когда надо принимать важные решения. В условиях настоящего выживания это может быть жизненно важно. Поэтому мы учли на будущее – отдых и комфорт это не барство, не проявление слабости, а необходимое средство сохранения ясности мысли и способности принимать адекватные решения. Это, пожалуй, самый важный из опытов, полученных в этом походе.
  • Разведение огня. Мы так и не остались удовлетворенными собой в плане добычи огня. Твердо решили устраивать специальные выезды с целью именно тренировки навыков разведения костров без спичек и из подручных природных материалов.

Источник: http://survinat.ru/2010/03/poxod-s-minimumom-snaryazheniya-po-severnomu-kavkazu/
Категория: Уроки Выживания | Добавил: t0nick (06.04.2010)