Чип-тюнинг – самый легкий и дешевый способ чуть-чуть поднять динамику
 своего автомобиля. Собственно, система управления инжекторным 
двигателем (ЭСУД) представляет собой компьютер, который командует 
форсунками, зажиганием, бензонасосом и т.д. в соответствии с заложенной в
 него программой. Еще ее называют прошивка. Ее-то нам и требуется 
поменять.
Физически прошивка хранится в микросхеме ПЗУ (информация в нем 
сохраняется даже при отсутствии питания). Значит, надо или поменять саму
 микросхему, или залить новую прошивку в нее. Мы будем чиповать, 
разумеется, мотор ВАЗ-2112. В нашем случае здесь стоит ЭБУ Bosch 
М1.5.4.0. 
 Что нам потребуется: 
 1. Прошивка. 
Бесплатные заводские прошивки можно найти в Интернете, например на сайте
 www.chiptuner.ru. Если же интересны тюниговые, то тебе стоит посетить 
www.hass-dodgev.narod.ru. Но тут нужно сказать пару слов о мерах 
предосторожности. Чип-тюнинг не является безопасным развлечением. 
Конечно, никакая прошивка не заставит проскользнуть ремень ГРМ, но о 
таких явлениях, как детонация и длительная работа двигателя на слишком 
обедненной или обогащенной смеси, забывать не стоит. А некоторые 
кустарные прошивки загоняют двигатель именно в такие режимы. Последствия
 не будут заметны в первый день, но потом могут вылиться и в капремонт. 
Как быть? Либо купить коммерческую прошивку (1000 рублей, но бывают и 
подделки), либо взять бесплатную, но проверенную друзьями. 
Наконец, можно самостоятельно отредактировать прошивку в программе «Чип 
Тюнинг 2.6» от Almisoft или даже создать собственную при помощи, 
например, Chip Tuning PRO от SMS-Software – у них есть и бесплатные 
версии. 
Прошивка представляет собой файл с расширением *.bin, который весит 64 
Кбайт (двухрежимная весит 128 Кбайт, но это отдельный разговор). 
 2. Микросхема ПЗУ 27С512. 
В ней будет находиться новая прошивка. Очень важно, чтобы она была в 
корпусе DIP28. Мы используем микросхему Winbond. Цена – от 60 рублей. 
 3. Панелька DIP28 (широкая) под микросхему ПЗУ. 
Возможно, она уже установлена в твоем ЭБУ, если нет – советуем впаять, 
это намного облегчит работу с ЭБУ в дальнейшем. Цена – от 3 рублей; 
крутые – 20 рублей. «С нулевым усилием установки», т.е. с рычажком, – 
100 рублей (можно много раз извлекать/вставлять микросхему, не рискуя 
повредить ее саму или панельку).  
 4. Программатор. 
Здесь главная засада. Можно его купить, но минимальная цена $100. Если 
решишь пойти этим путем, то стоит обратиться, например, в «Чип и Дип» 
(www.chipdip.ru). Тебе нужен программатор, умеющий прошивать микросхемы 
27С256, 27С512. К таким относятся, например, «Мастер Про», 
«WizardProg-55», «Крот-РФ». Хочешь сэкономить, собери его 
самостоятельно, схемы несложно найти в Интернете или в радиолюбительских
 журналах. Но если ты не планируешь делать бизнес на чип-тюнинге, то 
иметь собственный программатор нет смысла. Можно обратиться в 
радиомастерские, где прошьют микросхему рублей за 200. Еще лучше – к 
знакомым радиолюбителям. Можно также купить программатор на паях с 
друзьями, чтобы чиповать сразу несколько машин, – получится бюджетно. 
 5. Паяльник, припой, флюс. 
Все это может и не понадобиться, это ты увидишь позже, когда откроешь 
ЭБУ. Паяльник нужен радиолюбительский, мощностью 25–40 Ватт. 
 
  Микросхема и панельки
   | 
  | 
 Слева – микросхема, которую ты уже купил и в которую залил новую 
прошивку. Снизу – панелька. Она нужна, если в твоем ЭБУ микросхема 
впаяна в плату и придется покупать панельку самому. Панелька справа – с 
нулевым усилием установки | 
 
  Батарея
   | 
  | 
 Перед любыми манипуляциями с ЭБУ отключаем аккумулятор
 | 
 
  Левая панель
   | 
  | 
 Чтобы извлечь ЭБУ, нужно снять пластиковые панели под центральной 
консолью: одну слева… | 
 
  Правая панель
   | 
  | 
 … и одну – справа | 
 
  Левая панель снята
   | 
  | 
 При снятой левой панели виден разъем блока управления. Его 
необходимо снять, поддев фиксатор отверткой и затем отводя его в сторону
 салона | 
 
  Разъем снят
   | 
  | 
 Вынимаем разъем из гнезда. В дальнейшем стараемся не касаться 
контактов гнезда ЭБУ руками и инструментом | 
 
  крепление ЭБУ справа
   | 
  | 
 Откручиваем две гайки крепления ЭБУ справа... | 
 
  крепление ЭБУ слева
   | 
  | 
 … и одну слева. Теперь можно извлечь ЭБУ вместе с пластиковым 
кронштейном. Кронштейн необходимо снять, открутив четыре болта | 
 
  открытие блока
   | 
  | 
 Теперь вскрываем сам ЭБУ: аккуратно отгибаем отверткой восемь 
фиксаторов, снимаем крышку | 
 
  блок со снятой крышкой
   | 
  | 
 У нас в руках печатная плата, на которой размещены все электронные 
компоненты ЭБУ. Без необходимости лучше не прикасаться к плате и 
элементам – они чувствительны к статическому электричеству и могут выйти
 из строя | 
 
  микросхема ПЗУ
   | 
  | 
 Находим на плате микросхему ПЗУ. В нашем случае она выглядит именно
 так. Твоя, возможно, будет незначительно отличаться. В любом случае, в 
ее обозначении будут символы 27С256 или 27С512 (иногда вместо «С» может 
быть «Е», а вместо «27» – «29»), а количество выводов микросхемы равно 
28. 
Обязательно отметь маркером на плате, где находится первый вывод 
микросхемы, он помечен сверху на корпусе углублением. Это позволит 
правильно установить новую микросхему | 
 
  микросхема в панельке
   | 
  | 
 Видим, что нам повезло – микросхема уже установлена в панельке. 
Вынимаем микросхему, поочередно с торцов вводя между ней и панелькой, 
например, нож, и аккуратно отжимая ее вверх. Лучше сохранить микросхему 
на всякий случай – если новая прошивка не заработает, сможешь вернуть 
старую на место.  
Если оказалось, что микросхема запаяна в плату, то придется ее аккуратно
 выкусить маленькими бокорезами, а на ее место впаять панельку. Следи, 
чтобы панелька была правильно ориентирована: метка на ней должна быть с 
той стороны, где ты оставил на плате отметку маркером. Если ты раньше 
никогда не занимался пайкой, лучше не рисковать, а обратиться в любую 
радиомастерскую: там выполнят эту работу за 10 минут и 50 рублей. | 
 
 
 Теперь устанавливай микросхему с новой прошивкой в панельку, не забыв
 правильно ее сориентировать. Микросхема должна быть плотно и без 
перекосов вставлена в панельку. 
Собирай ЭБУ и устанавливай на место в обратном порядке. 
		
	 
  Источник: http://www.maxi-tuning.ru |